контакт:
Приемная:
60-79-31 (Усолка 42)
33-61-58 (Ростовская 50)
Регистратура: 60-43-92
адрес: г. Павлодар, ул. Усолка 42
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев

«Обучение тестированию по выявлению тревожных и депрессивных тенденций у подростков».

Дата: 2014-04-28 06:40:31
«Обучение тестированию по выявлению тревожных и депрессивных тенденций у подростков».

Одним из основных направлений деятельности «Кризисного центра» является  организация регулярного мониторинга ситуации суицидов среди несовершеннолетних в области.  В связи с актуальностью и социальной значимостью данной проблемы возникает необходимость разработки подходов к раннему выявлению суицидальной активности среди подростков.

С целью реализации плана совместных мероприятий   по предупреждению суицида среди несовершеннолетних на 2014г., разработанного КГКП «Павлодарский Областной психоневрологический диспансер»  и ГУ «Управление образования Павлодарской области»,  25 апреля 2014 в Актовом зале КГКП «ПОПНД» прошел  семинар для психологов общеобразовательных учреждений на тему «Обучение тестированию по выявлению тревожных и депрессивных тенденций у подростков».

В семинаре приняли участие более 100 психологов учебных заведений Павлодара и Павлодарской области.

Темы выступлений:

1.     «Кризисный центр – цели, задачи, основные направления»- Столяревская С.А.психолог «Кризисного центра».

2.      «Психологическая диагностика риска суицидального поведения» - Полушина А.С.психолог КГКП ПОПНД.

3.      «Рекомендации по выявлению подростков группы суицидального риска в школе»- Дудкина Л.А.психолог «Кризисного центра».

4.     Свободная дискуссия, обмен опытом, разбор случаев из практики.

 

Информация для психологов школ Павлодарской области

 

Профилактика суицидов среди детей и молодежи

 

 Рекомендации

социальным педагогам и психологам

 

 

Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и               определения путей его выхода из трудных ситуаций является индивидуальная        профилактическая беседа с суицидентом. Разумеется, она имеет свою специфику.

 

Специфика индивидуальной профилактической беседы:

 

·         Ни в коем случае нельзя приглашать  человека на беседу через третьих лиц, приглашение необходимо сделать     обязательно лично (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

·         При выборе места беседы главное - отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

·         Желательно спланировать беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.

·         В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо "попутные" дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас, ничего нет.

 

Этапы профилактической беседы:

 

1. Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сопереживающего  партнерства". На этом этапе беседы          рекомендуется использовать такие психологические приемы, как: "сопереживание", "эмпатическое выслушивание". Здесь важно выслушать суицидента терпеливо и          сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться).  В результате вы будете                     восприниматься как человек чуткий,         заслуживающий доверия.

2. Второй этап – главное на этом   этапе:

а) установить последовательность    событий, которые привели к кризису;

б) снять ощущение безысходности   ситуации. С этой целью целесообразно применение следующих приемов: "преодоление исключительности ситуации", "поддержка успехами" и др.

3. Третий этап - совместное   планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как: "планирование" - т.е. пробуждение суицидента к словесному оформлению  планов предстоящей деятельности;    "удержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности.

4. Завершающий этап - его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: "логическая     аргументация", "рациональное внушение уверенности".

Если в ходе беседы человек активно высказывал «суицидальные мысли», то его необходимо немедленно направить в    ближайшее лечебное учреждение. Жизнь человека обладает огромной ценностью, прежде всего для него самого. Желание убить себя противоестественно для здорового человека. И каждый, кто задумывается о самоубийстве, должен   сознавать, что оно не выход, а самая   большая и неисправимая ошибка.

 

Основными темами для превентивной беседы являются:

·               «Кто, когда и зачем совершает   самоубийство?»,

·               «Мужество или трусость движет  самоубийцей?»,

·               «Имеет ли право человек  распоряжаться своей жизнью?».

Самым важным результатом будет сформированное у молодых людей уважение к жизни, некий жизнеутверждающий мотив, который столь же рационален, сколько и интуитивен. Возможно, он не станет сразу же глубоким убеждением, а осядет в виде прочувствованного образа. В любом случае беседа заставляет признать жизнь высшей ценностью, прежде всего свою собственную, в которой возможны любые кардинальные изменения и непростые события. Обсуждая вопрос о  психологических особенностях и мотивах человека, лишающего себя жизни, полезно первое слово предоставить аудитории и   поставить под сомнение неадекватные представления и ярлыки, которые многие будут присваивать суициденту.

Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств  выступает оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку,  думающему о суициде:

1. Своевременное диагностирование и соответствующее лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии        депрессии.

3. Поощрение его положительной    направленности с целью облегчения         негативной ситуации.


При этом важно соблюдать следующие правила:

 

1) Будьте уверены, что вы в состоянии    помочь;

2) Набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации;
3) Будьте терпеливы;
4) Не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря "Пойди и сделай это";
5) Не анализируйте его поведенческие   мотивы, говоря: "Вы так чувствуете себя, потому что...";
6) Не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: "Вы не можете убить    себя, потому что...";
7) Делайте все от вас зависящее, но не   берите на себя персональную  ответственность за чужую жизнь. 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Диагностика предсуицидального состояния у подростков»

 

      Для диагностики особенностей эмоциональной сферы подростка мы рекомендуем батарею тестов, которая позволит комплексно оценить уровень тревожности, наличие признаков депрессивного состояния, степень риска аутоагрессивного поведения.       Проведение тестирования не требует больших затрат времени и специальных компьютерных программ для обработки результатов.

     Использование данных тестов в диагностической работе школьного психолога носит рекомендательный характер (возможно использование других методик на усмотрение самого специалиста).

 

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В.ЗУНГА
(адаптация Т. И. Балашовой)

     Опросник разработан для измерения степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
ОБРАБОТКА
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД= [(Σпр+Σобр)/80]*100, где

Σпр.— сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Σобр — сумма цифр «обратных», зачеркнутым, к высказываниям номер 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
Например:
у высказывания, номер 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;
у высказывания номер 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла;
у высказывания номер 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла;
у высказывания номер 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.

 

1

2

3

4

Прямое высказывание

1

2

3

4

Обратное высказывание

4

3

2

1

 


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
— Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии; лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения.
— Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения.
— При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется как субдепрессивное состояния или маскированная депрессия; значительное снижение настроения.
— При УД более чем 70 баллов диагностируется как истинное депрессивное состояние; глубокое снижение настроения.

ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет
Варианты ответа:
1 — никогда или изредка
2 — иногда
3 — часто
4 — почти всегда или постоянно
»

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО_______________________________________Дата рождения ________________
Дата тестирования________________ Примечание______________________________

УТВЕРЖДЕНИЕ

Никогда или изредка

Иногда

Часто

Почти всегда или постоянно

   

1

2

3

4

1

Я чувствую подавленность, тоску

       

2

Утром я чувствую себя лучше всего.

       

3

У меня бывают периоды плача или близости к слезам

       

4

У меня плохой ночной сон.

       

5

Аппетит у меня не хуже обычного

       

6

Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом

       

7

Я замечаю, что теряю вес.

       

8

Меня беспокоят запоры

       

9

Сердце бьется быстрее, чем обычно.

       

10

Я устаю без всяких причин

       

11

Я мыслю так же ясно, как всегда.

       

12

Мне легко делать то, что я умею

       

13

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.

       

14

У меня есть, надежды на будущее

       

15

Я более раздражителен, чем обычно

       

16

Мне легко принимать решения

       

17

Я чувствую, что полезен и необходим.

       

18

Я живу достаточно полной жизнью

       

19

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

       

20

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

       
 

 

                                   

ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР)

(модификация Т.Н. Разуваевой)

 

Цель:  диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

Методика применяется в случае, если на основе предшествующего наблюдения (исследования) была выявлена высокая вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой взрослый должен проявить максимум внимания и сочувствия.

Инструкция:Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".

 

Текст опросника

 

1.      Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

2.      Вас часто одолевают мрачные мысли.

3.      Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

4.      В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

5.      Вам определенно не везет в жизни.

6.      Учиться Вам стало труднее, чем раньше.

7.      Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.

8.      Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.

9.      Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

10.  Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

11.  Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.

12.  Вы считаете себя обреченным человеком.

13.  Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.

14.  У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

15.  Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

16.  В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.

17.  Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

18.  Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.

19.  В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.

20.  Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

21.  Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.

22.  Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

23.  Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.

24.  Будущее представляется Вам довольно беспросветным.

25.  Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.

26.  Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.

27.  Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.

28.  Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.

29.  Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

 

Обработка результатов. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

 Субшкальный диагностический коэффициент

Номера суждений

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

Максимализм

4, 16

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

Антисуицидальный фактор

19, 21

 

Содержание субшкальных диагностических концептов

 

1.      Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.

2.      Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.

3.      Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

4.      Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".

5.      Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".

6.      Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".

7.      Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

8.      Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

9.      Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

 

ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ

1.                  Я могу долго работать не уставая.

2.                  Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3.                  Обычно руки и ноги у меня тёплые.

4.                  У меня редко болит голова.

5.                  Я уверен в своих силах.

6.                  Ожидание меня нервирует.

7.                  Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8.                  Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9.                  Я не могу сосредоточиться на чём-либо одном.

10.              В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял всё то, что мне поручали.

11.              Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12.              Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13.              Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

14.              Я не слишком застенчив.

15.              Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16.              Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17.              Я краснею не чаще, чем другие.

18.              Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19.              Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20.              Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21.              Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22.              Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23.              Меня часто мучают ночные кошмары.

24.              Я склонен принимать всё слишком всерьёз.

25.              Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26.              У меня беспокойный и прерывистый сон.

27.              В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28.              Я более чувствителен, чем большинство других людей.

29.              Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30.              Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

31.              Мой желудок сильно беспокоит меня.

32.              Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33.              Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34.              Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

35.              Я легко прихожу в замешательство.

36.              Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

37.              Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38.              У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39.              Я никогда не опаздываю на свидания и работу.

40.              Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41.               Иногда мне хочется выругаться.

42.              Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или кем-либо.

43.              Меня беспокоят возможные неудачи.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Шкала тревоги.

Уровень «ЛЖИ»:

«ДА» - 2,10,55

«НЕТ» - 16,20,27,29,41,51,59

1 балл – ответы «ДА» на высказывания: 6,7,9,11,12,13,15,18,21,23,24,25,26,28,30,31,32,33,36,37,38,40,42,44,45,46,47,48,49,50,53,54,56,60

 

1 балл –ответы «НЕТ» на высказывания:

1,3,4,5,8,14,17,19,22,39,43,52,57,58

 

Количество баллов суммируется.

Оценка баллов:

40-50 – показатель очень высокого уровня тревожности;

25-40 – высокий уровень тревожности;

15-25 – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню;

5-15 – средний уровень тревожности с тенденцией к низкому уровню;

0-5 – низкий уровень тревожности.

 

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

(рекомендации педагогам-психологам для работы с подростками группы суицидального риска).

   

      Многие будут правы, если скажут: дети группы суицидального риска нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога-психолога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Роль психолога в работе с такими подростками можно обозначить так: своевременное выявлении таких детей (диагностика) и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Схема работы по выявлению таких учащихся может выглядеть следующим образом:


      Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу.

      Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, психолог, социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме; регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска. 

     Помощь психолога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Психолог может обратить внимание педагога, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и считает необходимым предложить совместный поиск и устранение причин, повлиявших на изменение его эмоционального состояния.

    

     Осуществляя психопрофилактику суицида, необходимо знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

 

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1 – 4

Становление и развитие самооценки учащихся.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка
завышена.
Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

5

Адаптация к среднему звену
Активизация интереса к коллективной деятельности.

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

7

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения,
Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой;
Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

9

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору;
Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

10-11

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков
Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания.
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся