4 мая 2017 года заместителем главного врача по ЛПР КГП на ПХВ «Поликлиника №2 г.Экибастуз» Макаровой Б.Ш. была проведена презентация для сотрудников поликлиники по вопросам внедрения социального медицинского страхования и заместителем главного врача по внутреннему аудиту Избасаровой Г.С. разъяснительная беседа по следующим пунктам: «Определение статуса пациента», «Пакеты медуслуг в системе ОСМС», «Кто будет и не будет перечислять взносы в Фонд ОСМС?».
В своем выступлении Макарова Б.Ш. поделилась с коллективом поликлиники этапами и принципами, концептуальными подходами и необходимостью внедрения ОСМС.
Исходя из анализа текущей ситуации и положительного мирового опыта, а также в рамках реализации 80-го шага Плана нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства, с 2017 года в Казахстане будет внедрена смешанная система финансирования здравоохранения.
Целями внедрения ОСМС являются:
— достижение общественной солидарности путем укрепления собственного здоровья и разделения бремени охраны здоровья населения;
— обеспечение финансовой устойчивости системы путем обеспечения устойчивости системы к внешним факторам и росту затрат и обеспечения прозрачности и справедливости системы;
— повышение эффективности системы через достижение конечных результатов доступности, полноты и качества услуг и обеспечения высокой компетенции, и конкурентоспособности системы.
Основными принципами систем ОСМС являются: универсальность, социальная справедливость и солидарность.
При внедрении ОСМС в РК произойдет разделение функций и роли Министерства и ФСМС (далее – фонд социального медицинского страхования). Основополагающие регуляторные документы будут определены министерством, ФСМС будет аккумулировать и закупать медицинские услуги.
Источниками финансирования здравоохранения при ОСМС будут:
Государство
— 4% — с 01.07.17 г.,
— 5% — с 2018 г.
— 6% — с 2023 г.
— 7% — с 2024 г. за социально-незащищенные слои населения (15 категорий согласно закона об ОСМС);
Работодатели
— 2% — с 2017 г. от дохода
— 3% — с 2018 г.
— 4% — с 2019 г.
— 5% — с 2020 г.
Сами работники
— 1% с 2019 г. от дохода
— 2% с 2020 г.
В Казахстане ФСМС будет аккумулировать взносы и отчисления со стороны работников и работодателей, а также целевые трансферты для ГОБМП.
Большая часть ранее финансируемых из местного бюджета видов медпомощи будет передана в фонд – это обеспечит единство и качество процедур.
В соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов – такой подход применяется во многих странах с обязательной системой общественного страхования.
Это также позволит сохранить уже выстроенную и работающую систему без создания дублирующей сети сбора взносов – меньшие административные расходы и большая эффективность.
Таким образом, прогноз структуры финансирования ОСМС в РК предполагает поэтапное уменьшение финансирования за счет общих налогов (ГБ на ГОБСП) с 32% в 2017 году до 10% к 2020 году, за счет взносов в ОСМС увеличение поступлений и взносов с 28% в 2017 году до 62% к 2020 году. Все это отразится на частных платежах населения, которые должны быть уменьшены с 36% в 2017 году до 25% к 2020 году.
Заместителем главного врача по внутреннему аудиту Избасаровой Г.С. были разъяснены следующие вопросы: «Прикрепление. Определение статуса пациента», «Пакеты медуслуг в системе ОСМС», «Кто будет и не будет перечислять взносы в Фонд СМС?».
Кампания «Прикрепись к поликлинике — определи свой статус в системе ОСМС!» направлена на граждан, которые не знают о наличии прикрепления к какой-либо поликлинике. Это делается, чтобы каждый казахстанец определил свою категорию: трудоустроенный, безработный, индивидуальный предприниматель, работающий по гражданско-правовым договорам, и наличие у него медицинской страховки. Пациенты должны позвонить или придти в поликлинику, узнать, прикреплены ли они к ней, и поинтересоваться, будут ли они застрахованы или нет и какой у них статус. Если человек не обратится в поликлинику, есть вероятность, что он может выпасть из системы ОСМС. Может быть недоразумение, что в рамках ОСМС его может не быть, если он не определит свой статус на сегодня. Бывает, что граждане по пять-семь лет не обращаются в поликлинику и не знают, к какой поликлинике они прикреплены.
В рамках ОСМС будет предоставляться:
— амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением «застрахованным» гражданам;
— стационарная медпомощь;
— высокотехнологические медицинские услуги;
— стационарозамещающие технологии;
— долгосрочный сестринский уход.
Освобождаются от уплаты взносов в фонд следующие граждане:
- дети;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- инвалиды;
- лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
- неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
- пенсионеры;
- военнослужащие;
- сотрудники специальных государственных органов;
- сотрудники правоохранительных органов;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Доступность качественной медицинской помощи
- Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения
- Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни
- Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения
- Усиление контроля качества предоставляемых медицинских услуг
- Снижение уровня частных расходов (из собственного кармана) на здравоохранение