КГП на ПХВ «Поликлиника №2 г.Экибастуза»
управления здравоохранения Павлодарской области,
акимата Павлодарской области
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
(ВНУТРЕННИЙ АУДИТ)
-ЭКИБАСТУЗ 2018г-
Содержание
- Паспорт программы
- Цели
- Задачи
- Введение
- Основные направления и механизмы реализации программы.
- Принципы и предмет экспертизы качества
- Виды используемых экспертиз
- Порядок и частота проведения экспертизы (графики аудитов)
- Функции и права службы по управлению качеством медицинской помощи
- Заключительные положения
- Паспорт программы
Наименование
программы |
Программа формирования и функционирования Службы поддержки пациента и внутреннего контроля (Далее – внутренний аудит)
|
Основание
для разработки |
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2016г и Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг»
|
Разработчик | КГП на ПХВ «Поликлиника №2 г.Экибастуза» |
Начало реализации
|
Январь 2018год. |
Необходимые ресурсы
|
Реализация программы не требует дополнительных финансовых средств. Основным необходимым условием является усиление меры ответственности кадровых ресурсов за оказание качественных медицинских услуг, оптимизация организационных технологий в системе управления качеством на уровне медицинской организации. |
Ожидаемые результаты |
Мотивированное непрерывное улучшение качества и безопасности медицинской помощи
Прозрачность для общества, повышение его заинтересованности и сопричастности Эффективное взаимодействие внутреннего и внешнего контроля Достижение медицинской эффективности финансовых затрат Повышение отзывчивости системы здравоохранения ожиданиям потребителей Создание службы позволит сформировать оптимальную модель управления деятельностью организации, удовлетворяющую пациентов, отрасль и государство. Существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения, будут внедрены стимулы для охраны человеком своего здоровья. Сотрудникам медицинской организации будут созданы условия для повышения качества и объемов оказываемой медицинской помощи. Повысится уровень удовлетворенности оказываемыми поликлиникой услугами, что приведет к снижению жалоб от пациентов на качество услуг. Поликлиника будет обеспечена квалифицированным врачебным и средним медицинским персоналом, оснащена оборудованием в соответствии с нормативами. Расширится перечень возможностей в предоставлении услуг, за счет внедрения новых технологий и методов лечения пациентов. Будет внедрена эффективная система управления качеством медицинских услуг, повысятся доступность, эффективность и преемственность медицинской помощи на всех этапах ее оказания в рамках организации. Население получит доступ к основным жизненно важным лекарственным средствам, необходимым для эффективного оказания медицинской помощи. В результате внедрения новых технологий в области охраны здоровья матери и ребенка (далее — ОЗМиР) повысится индекс здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, снизятся показатели материнской и младенческой смертности. Снизится рост и повысится выявляемость социально значимых заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции, передаваемые преимущественно половым путем (далее – ИПППП). Улучшится ранняя диагностика онкологической патологии у населения. Системный переход на международные стандарты, новые технологии, современные методики лечения и медицинского обслуживания. Сформированы обязательные компоненты системы управления — мониторинг и оценка деятельности организаций и системы здравоохранения в целом. Деятельность организации будет соответствовать стандартам аккредитации, будут стандартизированы процессы, применяемые технологии, это существенно снизит риски при оказании медицинских услуг пациентам. Повысится самоконтроль со стороны врача и руководителей подразделений внутри системы внутреннего контроля качества, что обеспечит повышение уровня удовлетворенности пациента оказываемыми услугами.
|
- Цели
- Обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья и обеспечение населения качественными услугами в рамках Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
- Повышение качества медицинской помощи в отделениях поликлиники;
- Укрепление здоровья матери и ребенка;
- Профилактика и выявление социально значимых заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции, передаваемые преимущественно половым путем;
- Совершенствование диагностики, лечения и реабилитации социально значимых и других заболеваний с которыми обращается население;
- Повышение конкурентоспособности услуг;
- Обеспечение положительной динамики показателей качества (индикаторов);
- Повышение стабильности поставок услуг и оказания услуг в соответствии с требованиями потребителей, своевременно и уместно;
- Повышение доверия к медицинской организации и персоналу, работающему в ней;
- Внедрение стандартов аккредитации и осуществление деятельности на их основе.
Долгосрочные цели, достижение которых связывается с созданием системы управления качеством, являются неотъемлемой частью Планов развития и функционирования организации в целом (планирование бюджета, планирование финансово – хозяйственной деятельности, цели и задачи организации).
- Задачи
- Формирование службы контроля качества в поликлинике;
- Оптимизация управления деятельностью (стандартизация процессов, работа на основе алгоритмов);
- Обеспечение оказания качественных и безопасных услуг для пациента;
- Расширение стационарзамещающих услуг;
- Планирование мероприятий по обеспечению качества, способствующих улучшению основных показателей и индикаторов;
- Проведение оценки деятельности служб, персонала по основным показателям и индикаторам;
- Проведение в непрерывном режиме мониторинга процессов;
- Оценка деятельности на соответствие стандартам аккредитации;
- Внедрение стандартов аккредитации и организация деятельности на основе стандартов;
- Введение
Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 58 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс) и определяют порядок организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг, оказываемых субъектами здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре в рамках иных форм контроля без посещения субъекта здравоохранения.
На всем протяжении истории развития как зарубежного, так и отечественного здравоохранения качество медицинской помощи оставалось актуальной и сложной проблемой, решение которой определялось соответственно проводимой в каждой стране политике в организации медицинской помощи населению.
В нашей стране долгие годы в условиях монопольной государственной системы здравоохранения качество, как и другие важнейшие составляющие отечественной медицины, в основном декларировалось и сводилось к субъективному ретроспективному выборочному контролю результатов по амбулаторным картам, закончивших лечение больных. Лишь в особых случаях при развитии тяжелых осложнений и летальных исходов экспертизу качества проводили уполномоченные руководством органа или учреждения здравоохранения специалисты соответствующего профиля.
Рабочей группой нашей организации разработана данная программа и сформирована служба качества, роль которой в непрерывном режиме анализировать деятельность медицинской организации и разрабатывать мероприятия по совершенствованию качества предоставляемых населению услуг.
- Основные направления и механизмы реализации программы
Реализация программы будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1.Повышение доступности и качества медицинской помощи.
Оказание лечебно-профилактической помощи на уровне поликлиники будет базироваться на следующих моментах:
соблюдение преемственности со стационарами, другими ЛПО города и органами социальной защиты и другими службами.
иммунопрофилактика;
изучение структуры заболеваемости прикрепленного населения, разработка и реализация мер по ее снижению и предупреждению;
Кроме того, будут продолжена работа по обучению населения здоровому образу жизни, реабилитации, школы для больных хроническими заболеваниями.
Будет продолжена работа по повышению уровня категорийности сотрудников поликлиник.
Совместная работа с ССМП будет активизирована, целью данной работы будет снижения объемов скорой медицинской помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и переадресации пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в неотложной помощи, в поликлинику;
- Снижение уровня социально-значимых заболеваний
В целях повышения качества и продолжительности жизни населения будут продолжены мероприятия по профилактике, раннему выявлению и эффективному лечению и реабилитации социально значимых заболеваний.
Особое внимание будет уделено усилению борьбы с туберкулезом, направленной на улучшение эпидемиологической ситуации к концу 2016 года, снижению заболеваемости и смертности.
В отношении онкопатологии акцент будет сделан на раннюю выявляемость злокачественных новообразований путем проведения профилактических осмотров целевых групп с использованием прогрессивных методов диагностики и лечения, дальнейшего развития онкологической службы.
Будут разработаны и осуществлены мероприятия по снижению заболеваемости, смертности и своевременной реабилитации больных с БСК, онкопатологии.
В этом направлении будут осуществлены целенаправленные меры по профилактике и дальнейшему снижению заболеваемости инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем, при активном взаимодействии с заинтересованными ведомствами, международными и неправительственными организациями;
Принятые меры позволят стабилизировать ситуацию и снизить уровень распространения социально значимых болезней и наносимый ими ущерб здоровью населения и экономике страны.
- Охрана здоровья матери и ребенка
В целях улучшения качественных показателей здоровья женщины и ребенка необходимо:
обеспечение оказания медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста и детям в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
дальнейшее проведение ежегодных медицинских осмотров, диспансеризации и оздоровления детей и женщин репродуктивного возраста;
дальнейшее обеспечение беременных женщин льготными лекарственными средствами для лечения заболеваний, влияющих на репродуктивное здоровье и здоровье ребенка, а также отдельных категорий детей при амбулаторном лечении (детей до 5 лет, детей, состоящих на диспансерном учете );
обеспечение к 2016 году 85% раннего охвата беременных диспансерным наблюдением,
дальнейшая реализация скрининговых программ дородовой диагностики врожденных и наследственных заболеваний плода с использованием современных технологий генетического анализа и планирования семьи;
реализация мероприятий по планированию семьи и формированию здорового образа жизни, включая профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения среди детей, подростков и женщин и широко привлекая к этому средства массовой информации;
активизация работы по внедрению в общеобразовательных школах обучающих программ, рекомендованных ВОЗ, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Выполнение выше поставленных задач позволит в конечном итоге стабилизировать и снизить материнскую и младенческую смертность и приведет к улучшению демографических показателей населения.
5.2 Разработка и определение пороговых значений внутренних индикаторов оценки качества деятельности по каждому структурному подразделению, по организации в целом
Основные индикаторы поликлиники
№ | Наименование индикатора | Единица измерения | Периодичность информации | Источник информации | Пороговое значение |
1 | Показатель общей смертности, в том числе трудоспособного возраста | Показатель, снижение на 1% | 1 раз в квартал | Данные областного статистического управления с указанием адреса |
2014г-6,3
2015г-5,9 2016г-6,6 2017г-5,5 2018г-5,3 |
2 | Показатель смертности среди прикрепленного населения с артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца за отчетный период | Данные областного статистического управления с указанием домашнего адреса |
АГ и ИБС:
2014г-12,3-22,7 2015г-21,2 и 31,9 2016г-6,3 и 27,4 2017г-6,3 и 27,4 2018г-6,2 и 37,6 |
||
3 |
Число случаев материнской смертности среди прикрепленного населения за отчетный период из них от управляемых причин:
-акушерских кровотечений — гезтозов; -абортов |
Абсолютное число | ежедневно | Данные мониторинга материнской смертности в медицинской организации форма №2009/у-2 |
2014г-0
2015г-0 2016г-0 2017г-0 2018г-0
|
4 | Количество абортов у женщин фертильного возраста, проживающих на прикрепленной территории за отчетный период, в том числе с экстрагенитальной патологией | 1 раз в месяц | Медицинская карта прерывания беременности форма №003-1/у |
2014г-5,8
2015г-6,0 2016г-4,3 2017г-5,0 2018г-4,8
|
|
5 |
Количество случаев младенческой смертности среди прикрепленного населения за отчетный период из них от управляемых причин:
-заболевания органов дыхания -кишечных инфекций -врожденных пороков развития -причин перинатального периода |
Ежедневно | Данные мониторинга родившихся, умерших детей до 1 года в медицинской организации форма №2009/у-01 |
2014г-13,7‰ и соот.-14,6‰
2015г-9,0‰ и соот.-6,7‰ 2016г-8,2‰ и соот-11,7‰ 2017г-2,4‰ и 9,7‰ 2018г-2,4‰ и 9,6‰
|
|
6 | Уровень госпитализации больных с осложнениями БСК за отчетный период, независимо от источника направления | 1 раз в месяц | База данных «АИС-стационар» |
2014г-43,7%.
2015г- 47,1 2016г-44,7. 2017г-42,4. 2018г— 39,01 |
|
7 | Число запущенных форм туберкулеза среди впервые выявленных за отчетный период | Расчет на количество охваченных осмотром на выявление туберкулеза | 1 раз в месяц | Программный комплекс «Регистр больных туберкулезом» |
2014г-0
2015г-0 2016г-0 2017г-0 2018г-0 |
9 | Впервые выявленные случаи ЗНО визуальной локализации 1-2 стадии в отчетном периоде | Число впервые установленного диагноза в отчетном периоде | 1 раз в месяц | Программный комплекс «Регистр онкологических больных » |
2014г-76,3%
2015г-87,5% 2016г-89,7% 2017г-90,2% 2018г-92,1% |
10 | Общее количество вызовов скорой медицинской помощи прикрепленного населения за отчетный период, в том числе в часы работы поликлиники | Абсолютное число и расчетный показатель на 10000 населения | 1 раз в месяц | Не выше 31,4 |
2014г-32%
2015г-32,5% 2016г— 32,0% 2017г— 31,3% |
11 | Общее количество обоснованных жалоб за отчетный период в сравнении с предыдущим периодом | Расчет на общее количество обращений | 1 раз в месяц | Журнал регистрации обращений |
2014г-2
2015г-0 2016г-0 2017г-0 2018г-0
|
5.3 Анализ показателей здоровья прикрепленного населения по КГКП «Поликлиники №2 г.Экибастуза»
Основные показатели работы
Показатели | 2014г | 2015г | 2016г | 2017г |
Всего населения | 48449 | 47002 | 47335 | 47886 |
Посещений всего | 227516 | 194276 | 200882 | 210997 |
Общая заболеваемость | 52891 | 53630 | 61954 | 61357 |
на 100000 населения | 109224,7 | 114101,5 | 130884,1 | 128131,3 |
Первичная заболеваемость | 33286 | 34768 | 39223 | 37006 |
на 100000 населения | 68738,6 | 73971,3 | 82862,5 | 77279,3 |
Рождаемость | 878-18,1 | 889-18,9 | 848-17,9 | 821-17,1 |
Смертность | 307-6,3 | 280-5,9 | 315-6,6 | 268-5,5 |
Естественный прирост | 11,7 | 12,9 | 11,2 | 11,5 |
Младенческая смертность | 13,7‰ | 8,9‰ | 8,2‰ | 2,4‰ |
Перинатальная смертность | 14,6‰ | 6,7‰ | 11,7‰ | 9,7‰ |
Кадры: Медицинскую помощь населению оказывают 54 врачей и 182 средних медицинских работника.
Укомплектованность врачебными кадрами составляет 75 %, средними медицинским работниками — 100%.
Категорийность врачей 64%, категорийность СМР 49%.
В поликлинику №2 г.Экибастуза в 2017 году, прибыл 1 молодой специалист.
Потребность во врачебных кадрах на сегодняшний день 9 врачей.
Демографические показатели за 2014 -2017 годы
Охрана материнства и детства:
Показатели | 2014г | 2015г | 2016г | 2017г |
Родилось детей | 878 | 889 | 848 | 821 |
Рождаемость | 18,1 | 18,9 | 17,9 | 17,1 |
Показатель младенческой смертности | 13,7‰ | 8,9‰ | 8,2‰ | 2,4‰ |
Показатель перинатальной смертности | 14,6‰ | 6,7‰ | 11,7‰ | 9,7‰ |
Показатель материнской смертности | — | — | — | — |
Ранний охват беременных | 86,4 | 82,7 | 87,0 | 83,3 |
Туберкулез:
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Количество новых случаев заболевания туберкулезом | 25 | 23 | 18 | 11 |
В том числе: дети | — | — | — | — |
подростки | — | — | — | 1 |
Заболеваемость | 51,6 | 48,9 | 38,0 | 22,9 |
Запущенные случаи | — | — | — | — |
Онкозаболевания:
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Всего больных на Д-учете | 390 | 491 | 515 | 547 |
Болезненность | 804,9 | 1044,6 | 1087,9 | 1142,3 |
Показатель первичной заболеваемости | 103-212,6 | 114-242,5 | 103-217,5 | 124-262,0 |
Показатель запущенности | 22-21,3% | 15-13,1% | 18-17,4 | 15-12,5 |
Показатель смертности | 45-92,9 | 47-99,9 | 54-114,0 | 44-93,0 |
Деятельность отделения профилактики и социально психологической помощи .
Вид категории | Годовой план | Осмотрено | Выявлено |
БСК | 4250 | 4250 | 210-4,9% |
Глаукома | 4404 | 4404 | 10-0,23% |
Сахарный диабет | 4250 | 4250 | 23-0,54% |
Раннее выявление рака и предопухолевых заболеваний шейки матки | 1331 | 1331 | 30-2,15% из них 2 ЗНО- |
Раннее выявление рака молочной железы | 1525 | 1525 | 91-5,97% из них 8 ЗНО- |
Раннее выявление колоректального рака | 2994 | 2994 | 8-0,27% из них 2 ЗНО |
Раннее выявление рака пищевода и желудка | 1810 | 1810 | 15-0,83% |
ПСА | 618 | 618 |
Работа дневного стационара
2017год | 2016год | |
Количество коек | 40 | 40 |
Выполнение плана | 1871 | 1744 |
В т.ч. стац. на дому | 156 | 218 |
Финансирование тыс. тенге | 44723900,00 | 39960153,21 |
Освоение | 45240808,07 (101%) | 40710430 (101%) |
Затраты на 1 больного | в среднем 24180тенге | в среднем 24000 |
Дневной стационар развернут на 40 коек, в том числе терапевтического профиля 30 коек, гинекологического профиля -10.
Средняя длительность лечения в дневном стационаре составила 5,0 дней
(норма от 3 до 5 дней на дому, от 5 до 8 дней дневной стационар).
По структуре пролеченных больных 2017г.:
I место – Болезни системы кровообращения (I)- 1056 (2016г.- 985чел )
Из них с АГ – 703 человек (2016 г. -471 чел), с ИБС-171 (2016г — 132 человек)
II место – Болезни костно-мышечной системы (M) — 220 (2016г.- 237чел.-14% ) III место – Болезни эндокринной системы (E) – 195 (10%) (2016г. –150 чел.-9%)
Перечень случаев прошедших экспертизу объема и качества в текущем периоде по подтвержденным дефектам
За 12 месяцев 2017 года 64 случая, на сумму – 512507 тенге
2016 года 46 случаев, на сумму – 314492 тенге
5.4 Мероприятия по улучшению показателей
деятельности каждого подразделения
Для стабилизации и улучшения показателей работы поликлиники проводятся следующие мероприятий:
Разработан и реализуются “Планы работы на 2018 год КГП на ПХВ «Поликлиника №2», “План мероприятий по снижению и стабилизации материнской и младенческой смертности”, “План мероприятий по усилению борьбы с туберкулезом», «План мероприятий по профилактике ЗОЖ»
Проведение заседаний комиссий АТПК, ЛКК по анализу заболеваемости, материнской и младенческой смертности, запущенных случаев онкопатологии и туберкулеза, анализу первичного выхода на инвалидность, экспертизе временной нетрудоспособности, качеству медицинского обслуживания.
Продолжить мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (кардиологических, онкологических, сахарного диабета (ПУЗ) и других в соответствии с приказом №853 и №571), добиваясь:
Достижения запланированных целевых индикаторов и показателей здравоохранения согласно приложению к Меморандуму
- Снижение детской смертности от 7 дней до 5 лет, предотвратимой на уровне ПМСП
- Отсутствие случаев материнской смертности, предотвратимых на уровне ПМСП
- Снижения числа госпитализированных больных с осложнением болезней системы кровообращения: инфаркт миокарда, ОНМК
- Рост своевременно диагностированного туберкулеза легких
- Раннее выявление случаев с диагнозом злокачественные новообразования визуальной локализации 1-2 стадии (рак шейки матки, рак молочной железы, колоректальный рак, рак кожи, рак ротоглотки)
- Ожидаемые результаты от реализации Программы
В результате реализации Программы:
— существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения;
— увеличится объем профилактических, оздоровительных мероприятий, повысятся эффективность и качество диспансеризации больных, снизится уровень временной и стойкой утраты трудоспособности;
— повысятся доступность, эффективность и преемственность медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
— повысится индекс здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, стабильно снизятся показатели материнской и младенческой смертности;
— стабилизируется ситуация по социально значимым заболеваниям, снизится уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний;
— будут расширены права и усилена ответственность врача и медицинского работника, поднят их социальный статус и престиж в обществе
Повышение индекса здоровья граждан будет способствовать экономическому росту и повышению производительности труда.
За счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и расширения объема помощи на уровне ПМСП будет снижено количество вызовов и повышено качество оказания скорой медицинской помощи.
Население получит доступ к основным жизненно важным лекарственным средствам.
В результате реализации мероприятий Программы медицинская помощь населению будет оказываться в необходимом объеме и качестве.
- Принципы и предмет экспертизы качества
В основу формирования службы внутреннего контроля взяты следующие принципы, соответствующие международным представлениям о формировании системы управления качеством на объектах здравоохранения:
1) Принцип ориентации на потребителя. Внедрение этого принципа предполагает выполнение специалистами организации услуг на определенных условиях.
- понимание потребностей и ожиданий потребителей относительно качества услуг.
- использование системы индикаторов, позволяющих измерить удовлетворенность пациентов качеством услуг.
- формирование эффективной системы управления процессом взаимодействия с пациентами — потребителями услуг.
2) Принцип информированности потребителей. Данный принцип подразумевает создание и функционирование постоянно действующей системы информационного обеспечения потребителей, с использованием различных источников, включая средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии и т.д. Внедрение данного принципа предполагает доступность информации и постоянное информирование потребителей услуг о порядке их предоставления, правах и обязанностях потребителей и поставщиков при получении/предоставлении услуг.
3) Принцип заинтересованности исполнителя. Данный принцип говорит о значимости личной заинтересованности исполнителя в качественном и своевременном предоставлении соответствующего вида услуг. Мировая практика свидетельствует о необходимости разработки системы материального и морального стимулирования, влияющей на качество работы персонала.
4) Принцип наименьшего действия. Внедрение данного принципа предполагает максимальное упрощение организации и технологии предоставления услуг. Процедуры предоставления услуг должны быть просты, понятны и как следствие надежны. Другими словами, каждое действие должно совершаться с минимально возможной затратой трудовых, материальных, временных и прочих ресурсов.
5) Принцип делегирования полномочий. В соответствии с данным принципом необходимо обеспечить большую гибкость в предоставлении услуг с учетом специфических особенностей и потребностей потребителей. На практике никакие детализированные регламенты и должностные инструкции не в состоянии предусмотреть все аспекты взаимоотношений персонала с потребителями. В связи с этим регламентация работы персонала должна оставлять определенную свободу действий, достаточную для дальнейшего совершенствования работы по предоставлению услуг. Однако все основные процессы и процедуры должны быть стандартизированы или регламентироваться алгоритмами.
6) Принцип «обратной связи». Для объективной оценки качества предоставляемых государственных услуг необходимо установление постоянной и надежной обратной связи с потребителями. Реализация данного принципа на практике позволяет не только осуществлять действенный контроль деятельности ответственных должностных лиц, но и принимать своевременные меры по совершенствованию качества и порядка предоставления услуг.
7) Принцип системности стандартов. Данный принцип предполагает, что разработка стандартов предоставления услуг должна осуществляться с учетом действующего законодательства. В связи с этим каждый вновь разрабатываемый стандарт на уровне нашей организации должен быть проверен на наличие взаимосвязи и непротиворечивости с другими нормативно-законодательными актами. Несоблюдение данного принципа приводит к различного рода дефектам системы управления в целом и, как следствие, снижает ее эффективность.
Основные принципы экспертизы качества медицинских услуг:
- системность: экспертиза качества медицинских услуг осуществляется во взаимосвязи индикаторов структуры, процесса и результата;
- объективность: экспертиза качества медицинских услуг осуществляется с использованием утвержденных стандартов в сфере здравоохранения;
- открытость: экспертиза качества медицинских услуг осуществляется в присутствии представителей проверяемого подразделения больницы.
Предметом экспертизы будет являться следующее:
- первичная медицинская документация;
- основные показатели деятельности организации;
- деятельность организации с использованием индикаторов;
- деятельность организации на соответствие стандартам аккредитации;
- финансово-хозяйственный менеджмент;
- служба кадров, управление кадрами;
- делопроизводство, документооборот;
- эффективность использования медицинского оборудования и кадрового потенциала;
- структура организации и эффективность управления процессами;
- анкеты по изучению удовлетворенности потребителей предоставляемыми услугами.
Оценка качества медицинских услуг определяется по результатам экспертизы не менее 10 амбулаторных карт больного по каждому отделению согласно Приложению 1 к настоящим Правилам.
Кроме того, экспертизе качества медицинских услуг подлежат все случаи:
1) материнской смертности;
2) смерти на дому детей от 0 до 5 лет включительно;
3) смерти на дому лиц трудоспособного возраста от заболеваний;
4) запущенных форм онкологических заболеваний и туберкулеза;
5) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного
возраста;
6)осложнений беременности, управляемых на уровне организаций
7)наблюдение за гражданами после выписки из стационара (за детьми, за женщинами в послеродовом периоде до 42 дней, за больными болезнями системы кровообращения;
Качество медицинской помощи так же характеризуется деонтологическими показателями, имеющими исключительно важное значение, помимо перечисленных выше.
Каждому пациенту нужно, чтобы медицинская помощь оказывалась не только своевременно, квалифицированно, экономично, но и с вниманием и чуткостью, высокой культурой.
На ряду с основными показателями деятельности организации выделены следующие конкретные деонтологические показатели:
- наличие жалоб и критических замечаний в адрес врачей и других медработников;
- отношения пациента к врачу, которые проявляются в уважении врача признании его авторитета, стремлении лечиться у него;
- отношение пациента к себе и своему здоровью, проявляющееся в дисциплинированности, наличии или отсутствии вредных привычек, занятии физкультурой и спортом;
- отношение врача к пациенту, оценка его личности, отношение врача к родственникам пациента, которые проявляются в доверии или недоверии, взаимопонимании или непонимании.
- Виды используемых экспертиз
Экспертиза качества медицинских услуг включает в себя:
1) определение объема и качества оказываемой медицинской помощи;
2) определение соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов;
3) определение соответствия укомплектованности медицинским оборудованием установленным нормативам;
4) обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья;
5) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемых медицинской помощи и медицинских услуг;
6) определение соответствия видов медицинской помощи, установленных лицензией;
7) определение соответствия деятельности организации установленным стандартам;
8) выявление причин оказания некачественных медицинских услуг, принятие мер по их устранению и совершенствованию оказания медицинской помощи.
Будут применяться следующие виды экспертиз:
- Текущая экспертиза, которой подлежат медицинские карты пациентов, получающие медицинские услуги на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг;
- Ретроспективная которой подлежат медицинские карты пациентов, получившие медицинские услуги на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг.
- Анкетирование \ интервьюирование, применяется для изучения удовлетворенности пациентов, а так же для подтверждения уровня квалификации медицинского персонала при применении тех или иных технологий, осуществления процессов;
- Оценка
- Анализ
- Мониторинг
- Порядок и частота проведения экспертизы (графики аудитов)
- Функции и права Службы поддержки пациента и внутреннего контроля
Служба координирует деятельность организации по управлению качеством медицинской помощи по следующим направлениям:
- разбор претензий (жалоб) пациентов здесь и сейчас
- изучение степени удовлетворенности пациентов;
2) разработка и анализ качественных показателей деятельности организации;
3) оценка эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов организации;
4) оценка технологий оказания медицинской помощи пациентам на соответствие установленным стандартам в организации здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;
5) соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
6) разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
7) подготовка организации к предстоящей процедуре аккредитации и ее прохождение.
Функции Службы поддержки пациента и внутреннего контроля:
- анализ эффективности деятельности подразделений организации по оценке процессов и процедур, с применением индикаторов оценки качества медицинской помощи;
- внедрение и оценка деятельности организации на основании стандартов здравоохранения;
- анализ деятельности внутрибольничных комиссий (по исследованию летальных исходов, инфекционному контролю, врачебно-консультативных, лекарственной безопасности и др.);
1) представление руководству организации информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия управленческих решений, направленных на поощрение положительных результатов и на устранение недостатков;
2) обучение и методическая помощь персоналу организации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;
3) изучение мнения специалистов самой организации и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации.
В целях реализации основных задач и осуществления своих функций Служба имеет право запрашивать и получать необходимую информацию от всех структурных подразделений организации, а также вносить предложения:
1) по совершенствованию системы управления и порядка оказания медицинской помощи;
2) по поощрению сотрудников участвующих в улучшении качества медицинской помощи или применению дисциплинарных мер воздействия при выявлении систематических нарушений и случаев, повлекших причинение вреда здоровью пациента или отрицательно влияющих на качество медицинской помощи;
3) по привлечению независимых аккредитованных экспертов для проведения оценки с целью предстоящей аккредитации в области здравоохранения, а также для осуществления клинического аудита, процедуры разработки индикаторов, анализа соответствия стандартам в области здравоохранения.
- Заключительные положения:
По результатам экспертизы, экспертами оформляется заключение экспертизы качества медицинских услуг по форме согласно Приложению № ___ к настоящей Программе.
В ходе проведения экспертизы качества медицинских услуг, в случаях выявления нарушений соблюдения субъектом здравоохранения действующих нормативных актов, государственным органом принимаются меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.