контакт: приемная 8(7187)34-76-27 тел. 8(7182) 65-22-28 ekb_polik@mail.ru
адрес: г. Экибастуз, ул. Энергетиктер, 109
Программа формирования и функционирования службы поддержки пациента и внутреннего контроля

 

 КГП на ПХВ «Поликлиника №2 г.Экибастуза»

управления здравоохранения Павлодарской области,

акимата Павлодарской области

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ  

(ВНУТРЕННИЙ АУДИТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-ЭКИБАСТУЗ 2018г-

 

 

 

 

 

 Содержание

 

  1. Паспорт программы
  2. Цели
  3. Задачи
  4. Введение
  5. Основные направления и механизмы реализации программы.
  6. Принципы и предмет экспертизы качества
  7. Виды используемых экспертиз
  8. Порядок и частота проведения экспертизы (графики аудитов)
  9. Функции и права службы по управлению качеством медицинской помощи
  • Заключительные положения

 

  1. Паспорт программы
Наименование

 

программы

Программа формирования и функционирования Службы поддержки пациента и внутреннего контроля  (Далее – внутренний аудит)

 

 

Основание

 

для разработки

  В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2016г и Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг»

 

 

 

Разработчик  КГП на ПХВ «Поликлиника №2 г.Экибастуза»
   
   
Начало реализации

 

 

Январь  2018год.
 

 

Необходимые ресурсы

 

 

 

Реализация программы не требует дополнительных финансовых средств. Основным необходимым условием является усиление меры ответственности кадровых ресурсов за оказание качественных медицинских услуг, оптимизация организационных технологий в системе управления качеством на уровне медицинской организации.

Ожидаемые результаты Мотивированное непрерывное улучшение качества и безопасности медицинской помощи

 

Прозрачность для общества, повышение его заинтересованности и сопричастности

Эффективное взаимодействие внутреннего и внешнего контроля

Достижение медицинской эффективности финансовых затрат

Повышение отзывчивости системы здравоохранения ожиданиям потребителей

Создание службы позволит сформировать оптимальную модель управления деятельностью организации, удовлетворяющую пациентов, отрасль и государство.

Существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения, будут внедрены стимулы для охраны человеком своего здоровья.

Сотрудникам медицинской организации будут созданы условия для повышения качества и объемов оказываемой медицинской помощи.

Повысится уровень удовлетворенности оказываемыми поликлиникой услугами, что приведет к снижению жалоб от пациентов на качество услуг.

Поликлиника  будет обеспечена квалифицированным врачебным и средним медицинским персоналом, оснащена оборудованием в соответствии с нормативами.

Расширится перечень возможностей в предоставлении услуг, за счет внедрения новых технологий и методов лечения пациентов.

Будет внедрена эффективная система управления качеством медицинских услуг, повысятся доступность, эффективность и преемственность медицинской помощи на всех этапах ее оказания в рамках организации.

Население получит доступ к основным жизненно важным лекарственным средствам, необходимым для эффективного оказания  медицинской помощи.

В результате внедрения новых технологий в области охраны здоровья матери и ребенка (далее — ОЗМиР) повысится индекс здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, снизятся показатели материнской и младенческой смертности.

Снизится рост и повысится выявляемость  социально значимых заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции, передаваемые  преимущественно половым путем (далее – ИПППП).

Улучшится ранняя диагностика онкологической патологии у населения.

Системный переход на международные стандарты, новые технологии, современные методики лечения и медицинского обслуживания.

Сформированы обязательные компоненты системы управления — мониторинг и оценка деятельности организаций  и системы здравоохранения в целом.

Деятельность организации будет соответствовать стандартам аккредитации, будут стандартизированы процессы, применяемые технологии, это существенно снизит риски при оказании медицинских услуг пациентам.

Повысится самоконтроль со стороны врача и руководителей подразделений внутри системы внутреннего контроля качества, что обеспечит повышение уровня удовлетворенности пациента оказываемыми услугами.

 

  1. Цели

 

  • Обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья и обеспечение населения качественными услугами в рамках Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
  • Повышение качества медицинской помощи в отделениях поликлиники;
  • Укрепление здоровья матери и ребенка;
  • Профилактика и выявление социально значимых заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции, передаваемые преимущественно половым путем;
  • Совершенствование диагностики, лечения и реабилитации социально значимых и других заболеваний с которыми обращается население;
  • Повышение конкурентоспособности услуг;
  • Обеспечение положительной динамики показателей качества (индикаторов);
  • Повышение стабильности поставок услуг и оказания услуг в соответствии с требованиями потребителей, своевременно и уместно;
  • Повышение доверия к медицинской организации и персоналу, работающему в ней;
  • Внедрение стандартов аккредитации и осуществление деятельности на их основе.

 

Долгосрочные цели, достижение которых связывается с созданием системы управления качеством, являются неотъемлемой частью Планов развития и функционирования организации в целом (планирование бюджета, планирование финансово – хозяйственной деятельности, цели и задачи организации).

  1. Задачи

 

  • Формирование службы контроля качества в поликлинике;
  • Оптимизация управления деятельностью (стандартизация процессов, работа на основе алгоритмов);
  • Обеспечение оказания качественных и безопасных услуг для пациента;
  • Расширение стационарзамещающих услуг;
  • Планирование мероприятий по обеспечению качества, способствующих улучшению основных показателей и индикаторов;
  • Проведение оценки деятельности служб, персонала по основным показателям и индикаторам;
  • Проведение в непрерывном режиме мониторинга процессов;
  • Оценка деятельности на соответствие стандартам аккредитации;
  • Внедрение стандартов аккредитации и организация деятельности на основе стандартов;

 

  1. Введение

 

 Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 58 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс) и определяют порядок организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг, оказываемых субъектами здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре в рамках иных форм контроля без посещения субъекта здравоохранения.

На всем протяжении истории развития  как  зарубежного, так  и  отечественного здравоохранения качество медицинской помощи оставалось  актуальной  и  сложной  проблемой,   решение   которой определялось  соответственно проводимой в каждой стране политике в организации медицинской помощи населению.

          В нашей    стране   долгие   годы   в   условиях   монопольной государственной системы здравоохранения  качество,  как  и  другие важнейшие   составляющие   отечественной   медицины,   в  основном декларировалось  и  сводилось  к  субъективному   ретроспективному выборочному  контролю результатов по  амбулаторным картам, закончивших лечение больных.  Лишь  в  особых  случаях  при  развитии  тяжелых осложнений  и  летальных  исходов  экспертизу  качества  проводили  уполномоченные руководством органа или учреждения  здравоохранения специалисты соответствующего профиля.

 Рабочей группой нашей организации разработана данная программа и сформирована служба качества, роль которой в непрерывном режиме анализировать деятельность медицинской организации и разрабатывать мероприятия по совершенствованию качества предоставляемых населению услуг.

 

  1. Основные направления и механизмы реализации программы

Реализация программы будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1.Повышение доступности и качества медицинской помощи.

Оказание лечебно-профилактической помощи на уровне поликлиники будет базироваться на следующих моментах:

соблюдение преемственности со стационарами, другими ЛПО города и органами социальной защиты и другими службами.

иммунопрофилактика;

изучение структуры заболеваемости прикрепленного населения, разработка и реализация мер по ее снижению и предупреждению;

Кроме того, будут продолжена работа по обучению населения здоровому образу жизни, реабилитации, школы для больных хроническими заболеваниями.

Будет продолжена работа по повышению уровня категорийности сотрудников поликлиник.

Совместная работа с ССМП будет активизирована,  целью данной работы будет снижения объемов скорой медицинской помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и переадресации пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в неотложной помощи, в поликлинику;

  1. Снижение уровня социально-значимых заболеваний

В целях повышения качества и продолжительности жизни населения будут продолжены мероприятия по профилактике, раннему выявлению и эффективному лечению и реабилитации социально значимых заболеваний.

Особое внимание будет уделено усилению борьбы с туберкулезом, направленной на улучшение эпидемиологической ситуации к концу 2016 года, снижению заболеваемости и смертности.

В отношении онкопатологии  акцент будет сделан на раннюю выявляемость  злокачественных новообразований путем проведения профилактических осмотров целевых групп с использованием прогрессивных методов диагностики и лечения,  дальнейшего развития онкологической службы.

Будут разработаны и осуществлены мероприятия по  снижению заболеваемости, смертности  и своевременной реабилитации больных с    БСК, онкопатологии.

В этом направлении будут осуществлены целенаправленные меры по профилактике и дальнейшему снижению заболеваемости инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем, при активном взаимодействии с заинтересованными ведомствами, международными и неправительственными организациями;

Принятые меры позволят стабилизировать ситуацию и снизить уровень распространения социально значимых болезней и наносимый ими ущерб здоровью населения и экономике страны.

 

  1. Охрана здоровья матери и ребенка

В целях улучшения качественных показателей здоровья женщины и ребенка необходимо:

обеспечение оказания медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста и детям в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

дальнейшее проведение ежегодных медицинских осмотров, диспансеризации и оздоровления детей и женщин репродуктивного возраста;

дальнейшее обеспечение беременных женщин льготными лекарственными средствами для лечения заболеваний, влияющих на репродуктивное здоровье и здоровье ребенка, а также отдельных категорий детей при амбулаторном лечении (детей до 5 лет, детей, состоящих на диспансерном учете );

обеспечение к 2016 году 85% раннего охвата беременных диспансерным наблюдением,

дальнейшая реализация скрининговых программ дородовой диагностики врожденных и наследственных заболеваний плода с использованием современных технологий генетического анализа и планирования семьи;

реализация мероприятий по планированию семьи и формированию здорового образа жизни, включая профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения среди детей, подростков и женщин и широко привлекая к этому средства массовой информации;

активизация работы по внедрению в общеобразовательных школах обучающих программ, рекомендованных ВОЗ, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Выполнение выше поставленных задач позволит в конечном итоге стабилизировать и снизить материнскую и младенческую смертность и приведет к улучшению демографических показателей населения.

5.2 Разработка и определение пороговых значений внутренних индикаторов оценки качества деятельности по каждому структурному подразделению, по организации в целом

Основные индикаторы поликлиники

Наименование индикатора Единица измерения Периодичность информации Источник информации Пороговое значение
1 Показатель общей смертности, в том числе трудоспособного возраста Показатель, снижение на 1% 1 раз в квартал Данные областного статистического управления с указанием  адреса 2014г-6,3

 

2015г-5,9

2016г-6,6

2017г-5,5

2018г-5,3

2 Показатель смертности среди прикрепленного населения с артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца за отчетный период     Данные областного статистического управления с указанием домашнего адреса АГ и ИБС:

 

 2014г-12,3-22,7

2015г-21,2 и 31,9

2016г-6,3 и 27,4

2017г-6,3 и 27,4

2018г-6,2 и 37,6

3 Число случаев материнской смертности среди прикрепленного населения за отчетный период из них от управляемых причин:

 

-акушерских кровотечений

— гезтозов;

-абортов

Абсолютное число ежедневно Данные мониторинга материнской смертности в медицинской организации форма №2009/у-2 2014г-0

 

2015г-0

2016г-0

2017г-0

2018г-0

 

4 Количество абортов у женщин фертильного возраста, проживающих на прикрепленной территории за отчетный период, в том числе с экстрагенитальной патологией   1 раз в месяц Медицинская карта прерывания беременности форма №003-1/у 2014г-5,8

 

2015г-6,0

2016г-4,3

2017г-5,0

2018г-4,8

 

5 Количество случаев младенческой смертности среди прикрепленного населения за отчетный период из них от управляемых причин:

 

-заболевания органов дыхания

-кишечных инфекций

-врожденных пороков развития

-причин перинатального периода

  Ежедневно Данные мониторинга родившихся, умерших детей до 1 года в медицинской организации форма №2009/у-01  2014г-13,7‰ и соот.-14,6‰

 

2015г-9,0‰ и соот.-6,7‰

2016г-8,2‰ и соот-11,7‰

2017г-2,4‰ и 9,7‰

2018г-2,4‰ и

9,6‰

 

 

6  Уровень  госпитализации больных с осложнениями БСК  за отчетный период, независимо от источника направления   1 раз в месяц База данных «АИС-стационар» 2014г-43,7%.

 

2015г- 47,1

2016г-44,7.

2017г-42,4.

2018г— 39,01

7 Число запущенных форм туберкулеза среди впервые выявленных за отчетный период Расчет на количество охваченных осмотром на выявление туберкулеза 1 раз в месяц Программный комплекс «Регистр больных туберкулезом» 2014г-0

 

2015г-0

2016г-0

2017г-0

2018г-0

9  Впервые  выявленные случаи ЗНО визуальной локализации  1-2 стадии в отчетном периоде Число впервые установленного диагноза в отчетном периоде 1 раз в месяц Программный комплекс «Регистр онкологических больных » 2014г-76,3%

 

2015г-87,5%

2016г-89,7%

2017г-90,2%

2018г-92,1%

10 Общее количество вызовов скорой медицинской помощи прикрепленного населения за отчетный период, в том числе в часы работы поликлиники Абсолютное число и расчетный показатель на 10000 населения 1 раз в месяц  Не выше 31,4  2014г-32%

 

2015г-32,5%

2016г— 32,0%

2017г— 31,3%

11 Общее количество обоснованных жалоб за отчетный период в сравнении с предыдущим периодом Расчет на общее количество обращений 1 раз в месяц Журнал регистрации обращений 2014г-2

 

2015г-0

2016г-0

2017г-0

2018г-0

 

5.3  Анализ показателей здоровья прикрепленного населения по  КГКП «Поликлиники №2 г.Экибастуза»

             Основные показатели работы 

Показатели  2014г          2015г 2016г 2017г
Всего населения 48449 47002 47335 47886
Посещений всего  227516 194276 200882 210997
Общая заболеваемость  52891 53630  61954 61357
 на 100000 населения  109224,7 114101,5  130884,1 128131,3
Первичная заболеваемость  33286 34768 39223 37006
на 100000 населения  68738,6 73971,3 82862,5 77279,3
 Рождаемость 878-18,1 889-18,9 848-17,9 821-17,1
Смертность 307-6,3 280-5,9 315-6,6 268-5,5
Естественный прирост 11,7 12,9 11,2 11,5
Младенческая смертность      13,7‰    8,9‰    8,2‰    2,4‰
Перинатальная  смертность      14,6‰   6,7‰   11,7‰   9,7‰

 

Кадры:  Медицинскую помощь населению   оказывают 54 врачей и 182 средних медицинских работника.

 Укомплектованность врачебными кадрами  составляет 75 %, средними медицинским работниками — 100%.

Категорийность врачей  64%, категорийность СМР  49%.

В  поликлинику №2  г.Экибастуза  в 2017 году,  прибыл 1 молодой специалист.

Потребность во врачебных кадрах на сегодняшний день  9 врачей.

                              Демографические показатели за 2014 -2017 годы

Охрана материнства и детства:

               Показатели   2014г 2015г  2016г 2017г
Родилось детей 878 889 848 821
Рождаемость 18,1 18,9 17,9 17,1
Показатель младенческой смертности 13,7‰ 8,9‰ 8,2‰ 2,4‰
Показатель перинатальной смертности 14,6‰ 6,7‰ 11,7‰ 9,7‰
Показатель материнской смертности
Ранний охват беременных 86,4 82,7 87,0 83,3

 

Туберкулез:

               Показатели 2014 2015 2016 2017
Количество новых случаев заболевания туберкулезом 25 23 18 11
В том числе:          дети
                               подростки 1
Заболеваемость 51,6 48,9 38,0 22,9
Запущенные случаи

 

 Онкозаболевания:

               Показатели 2014 2015 2016 2017
Всего больных на Д-учете 390 491 515 547
Болезненность 804,9 1044,6 1087,9 1142,3
Показатель первичной заболеваемости 103-212,6 114-242,5 103-217,5 124-262,0
Показатель запущенности 22-21,3% 15-13,1% 18-17,4 15-12,5
Показатель смертности 45-92,9 47-99,9 54-114,0 44-93,0

 

   Деятельность отделения профилактики  и  социально психологической помощи . 

 

 

 

Вид категории  Годовой план Осмотрено Выявлено
БСК 4250    4250   210-4,9%
Глаукома 4404    4404   10-0,23%
Сахарный диабет 4250    4250   23-0,54%
Раннее выявление рака и предопухолевых заболеваний шейки матки 1331    1331 30-2,15% из них 2 ЗНО-
Раннее выявление рака молочной  железы 1525   1525 91-5,97% из них 8 ЗНО-
Раннее выявление колоректального рака 2994  2994 8-0,27% из них 2 ЗНО
Раннее выявление рака пищевода и желудка 1810   1810 15-0,83%
ПСА 618 618  

 

                        Работа дневного стационара

  2017год 2016год
Количество коек 40 40
Выполнение плана 1871 1744
В т.ч. стац. на дому 156 218
Финансирование тыс. тенге 44723900,00 39960153,21
Освоение 45240808,07 (101%) 40710430 (101%)
Затраты на 1 больного в среднем  24180тенге в среднем 24000

 

Дневной стационар развернут на 40 коек, в том числе терапевтического профиля 30 коек, гинекологического профиля -10.

Средняя длительность лечения в дневном стационаре составила 5,0 дней

(норма от 3 до 5 дней на дому, от 5 до 8 дней дневной стационар).

 

По структуре пролеченных больных  2017г.:

I место – Болезни системы кровообращения (I)- 1056   (2016г.- 985чел )

Из них с АГ – 703 человек (2016 г. -471 чел), с ИБС-171 (2016г  — 132 человек)

II место – Болезни костно-мышечной системы (M) — 220 (2016г.- 237чел.-14% ) III место – Болезни эндокринной системы (E) – 195 (10%)             (2016г. –150 чел.-9%)

 

Перечень случаев прошедших экспертизу объема и качества в текущем периоде по подтвержденным дефектам
За 12 месяцев 2017 года 64 случая, на сумму – 512507 тенге

                      2016 года 46 случаев, на сумму –   314492 тенге

 

 

  5.4 Мероприятия по улучшению показателей

              деятельности каждого подразделения

Для стабилизации и улучшения показателей работы поликлиники проводятся  следующие мероприятий:

Разработан и  реализуются “Планы работы на 2018 год  КГП на ПХВ «Поликлиника №2», “План мероприятий по снижению и стабилизации материнской и младенческой смертности”, “План мероприятий по усилению борьбы с туберкулезом», «План мероприятий по профилактике ЗОЖ»

   Проведение заседаний комиссий АТПК, ЛКК по анализу заболеваемости, материнской и младенческой смертности, запущенных случаев онкопатологии  и туберкулеза, анализу первичного выхода на инвалидность, экспертизе временной нетрудоспособности, качеству медицинского обслуживания.

Продолжить мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (кардиологических, онкологических, сахарного диабета (ПУЗ) и других в соответствии с приказом №853 и №571), добиваясь:

Достижения запланированных целевых индикаторов и показателей здравоохранения согласно приложению к   Меморандуму

  1. Снижение детской смертности от 7 дней до 5 лет, предотвратимой на уровне ПМСП
  2. Отсутствие случаев материнской смертности, предотвратимых на уровне ПМСП
  3. Снижения числа госпитализированных больных с осложнением болезней системы кровообращения: инфаркт миокарда, ОНМК
  4. Рост своевременно диагностированного туберкулеза легких
  5. Раннее выявление случаев с диагнозом злокачественные новообразования визуальной локализации 1-2 стадии (рак шейки матки, рак молочной железы, колоректальный рак, рак кожи, рак ротоглотки)

 

  1. Ожидаемые результаты от реализации Программы

В результате реализации Программы:

— существенно повысится уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения;

— увеличится объем профилактических, оздоровительных мероприятий, повысятся эффективность и качество диспансеризации больных, снизится уровень временной и стойкой утраты трудоспособности;

— повысятся доступность, эффективность и преемственность медицинской помощи на всех этапах ее оказания;

— повысится индекс здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, стабильно снизятся показатели материнской и младенческой смертности;

— стабилизируется ситуация по социально значимым заболеваниям, снизится уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний;

— будут расширены права и усилена ответственность врача и медицинского работника, поднят их социальный статус и престиж в обществе

Повышение индекса здоровья граждан будет способствовать экономическому росту и повышению производительности труда.

За счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и расширения объема помощи на уровне ПМСП будет снижено количество вызовов и повышено качество оказания скорой медицинской помощи.

Население получит доступ к основным жизненно важным лекарственным средствам.

В результате реализации мероприятий Программы медицинская помощь населению будет оказываться в необходимом объеме и качестве.

 

  1. Принципы и предмет экспертизы качества

 

В основу формирования службы внутреннего контроля взяты следующие принципы, соответствующие международным представлениям о формировании системы управления качеством на объектах здравоохранения:

1) Принцип ориентации на потребителя. Внедрение этого принципа предполагает выполнение специалистами организации услуг на определенных условиях.

  • понимание потребностей и ожиданий потребителей относительно качества услуг.
  • использование системы индикаторов, позволяющих измерить удовлетворенность пациентов качеством услуг.
  • формирование эффективной системы управления процессом взаимодействия с пациентами — потребителями услуг.

2) Принцип информированности потребителей. Данный принцип подразумевает создание и функционирование постоянно действующей системы информационного обеспечения потребителей, с использованием различных источников, включая средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии и т.д. Внедрение данного принципа предполагает доступность информации и постоянное информирование потребителей услуг о порядке их предоставления, правах и обязанностях потребителей и поставщиков при получении/предоставлении услуг.

3) Принцип заинтересованности исполнителя. Данный принцип говорит о значимости личной заинтересованности исполнителя в качественном и своевременном предоставлении соответствующего вида услуг. Мировая практика свидетельствует о необходимости разработки системы материального и морального стимулирования, влияющей на качество работы персонала. 

4) Принцип наименьшего действия. Внедрение данного принципа предполагает максимальное упрощение организации и технологии предоставления услуг. Процедуры предоставления   услуг должны быть просты, понятны и как следствие надежны. Другими словами, каждое действие должно совершаться с минимально возможной затратой трудовых, материальных, временных и прочих ресурсов.

5) Принцип делегирования полномочий. В соответствии с данным принципом необходимо обеспечить большую гибкость в предоставлении услуг с учетом специфических особенностей и потребностей потребителей. На практике никакие детализированные регламенты и должностные инструкции не в состоянии предусмотреть все аспекты взаимоотношений персонала с потребителями. В связи с этим регламентация работы персонала должна оставлять определенную свободу действий, достаточную для дальнейшего совершенствования работы по предоставлению услуг. Однако все основные процессы и процедуры должны быть стандартизированы или регламентироваться алгоритмами.

6) Принцип «обратной связи». Для объективной оценки качества предоставляемых государственных услуг необходимо установление постоянной и надежной обратной связи с потребителями. Реализация данного принципа на практике позволяет не только осуществлять действенный контроль деятельности ответственных должностных лиц, но и принимать своевременные меры по совершенствованию качества и порядка предоставления услуг.

7) Принцип системности стандартов. Данный принцип предполагает, что разработка стандартов предоставления услуг должна осуществляться с учетом действующего законодательства. В связи с этим каждый вновь разрабатываемый стандарт на уровне нашей организации должен быть проверен на наличие взаимосвязи и непротиворечивости с другими нормативно-законодательными актами. Несоблюдение данного принципа приводит к различного рода дефектам системы управления в целом и, как следствие, снижает ее эффективность.

Основные принципы экспертизы качества медицинских услуг:

  • системность: экспертиза качества медицинских услуг осуществляется во взаимосвязи индикаторов структуры, процесса и результата;
  • объективность: экспертиза качества медицинских услуг осуществляется с использованием утвержденных стандартов в сфере здравоохранения;
  • открытость: экспертиза качества медицинских услуг осуществляется в присутствии представителей проверяемого подразделения больницы.

Предметом экспертизы будет являться следующее:

  • первичная медицинская документация;
  • основные показатели деятельности организации;
  • деятельность организации с использованием индикаторов;
  • деятельность организации на соответствие стандартам аккредитации;
  • финансово-хозяйственный менеджмент;
  • служба кадров, управление кадрами;
  • делопроизводство, документооборот;
  • эффективность использования медицинского оборудования и кадрового потенциала;
  • структура организации и эффективность управления процессами;
  • анкеты по изучению удовлетворенности потребителей предоставляемыми услугами.

Оценка качества медицинских услуг  определяется по результатам экспертизы не менее 10 амбулаторных  карт   больного по каждому отделению  согласно Приложению 1 к настоящим Правилам.
Кроме того, экспертизе качества медицинских услуг подлежат все случаи:
1) материнской смертности;
2) смерти на дому детей от 0 до 5 лет включительно;
3) смерти на дому лиц трудоспособного возраста от заболеваний;
4) запущенных форм онкологических заболеваний и туберкулеза;

5) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного

  возраста;

6)осложнений беременности, управляемых на уровне организаций

7)наблюдение за гражданами после выписки из стационара (за детьми, за женщинами в послеродовом периоде до 42 дней, за больными болезнями системы кровообращения;

 Качество медицинской помощи так же характеризуется деонтологическими показателями, имеющими исключительно важное значение, помимо перечисленных выше.

Каждому пациенту нужно, чтобы медицинская помощь оказывалась не только своевременно, квалифицированно, экономично, но и с вниманием и чуткостью, высокой культурой.

На ряду с основными показателями деятельности организации выделены следующие конкретные деонтологические показатели:

  • наличие жалоб и критических замечаний в адрес врачей и других медработников;
  • отношения пациента к врачу, которые проявляются в уважении врача признании его авторитета, стремлении лечиться у него;
  • отношение пациента к себе и своему здоровью, проявляющееся в дисциплинированности, наличии или отсутствии вредных привычек, занятии физкультурой и спортом;
  • отношение врача к пациенту, оценка его личности, отношение врача к родственникам пациента, которые проявляются в доверии или недоверии, взаимопонимании или непонимании.
  1. Виды используемых экспертиз

Экспертиза качества медицинских услуг включает в себя:

1)  определение объема и качества оказываемой медицинской помощи;
2) определение соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов;
3) определение соответствия укомплектованности медицинским оборудованием установленным нормативам;
4) обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья;
5) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемых медицинской помощи и медицинских услуг;
6) определение соответствия видов медицинской помощи, установленных лицензией;

 7) определение соответствия деятельности организации установленным стандартам;

8) выявление причин оказания некачественных медицинских услуг, принятие мер по их устранению и совершенствованию оказания медицинской помощи.

Будут применяться следующие виды экспертиз:

  • Текущая экспертиза, которой подлежат медицинские карты пациентов, получающие медицинские услуги на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг;
  • Ретроспективная которой подлежат медицинские карты пациентов, получившие медицинские услуги на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг.
  • Анкетирование \ интервьюирование, применяется для изучения удовлетворенности пациентов, а так же для подтверждения уровня квалификации медицинского персонала при применении тех или иных технологий, осуществления процессов;
  • Оценка
  • Анализ
  • Мониторинг
  1. Порядок и частота проведения экспертизы (графики аудитов)
  2. Функции и права Службы поддержки пациента и внутреннего контроля

Служба координирует деятельность организации по управлению качеством медицинской помощи по следующим направлениям:

  • разбор претензий (жалоб) пациентов здесь и сейчас
  • изучение степени удовлетворенности пациентов;

2) разработка и анализ качественных показателей деятельности организации;

3) оценка эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов организации;

4) оценка технологий оказания медицинской помощи пациентам на соответствие установленным стандартам в организации здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;

5) соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

         6) разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

7) подготовка организации к предстоящей процедуре аккредитации и ее прохождение.

Функции Службы поддержки пациента и внутреннего контроля:

  • анализ эффективности деятельности подразделений организации по оценке процессов и процедур, с применением индикаторов оценки качества медицинской помощи;
  • внедрение и оценка деятельности организации на основании  стандартов здравоохранения;
  • анализ деятельности внутрибольничных комиссий (по исследованию летальных исходов, инфекционному контролю, врачебно-консультативных, лекарственной безопасности и др.);

         1) представление руководству организации информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия управленческих решений, направленных на поощрение положительных результатов и на устранение недостатков;

2)  обучение и методическая помощь персоналу организации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;

3) изучение  мнения специалистов самой организации и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации.

В целях реализации основных задач и осуществления своих функций Служба имеет право запрашивать и получать необходимую информацию от всех структурных подразделений организации, а также вносить предложения:

1) по совершенствованию системы управления и порядка оказания медицинской помощи;

2) по поощрению сотрудников участвующих в улучшении качества медицинской помощи или применению дисциплинарных мер воздействия при выявлении систематических нарушений и случаев, повлекших причинение вреда здоровью пациента или отрицательно влияющих на качество медицинской помощи;

3) по привлечению независимых аккредитованных экспертов для проведения оценки с целью предстоящей аккредитации в области здравоохранения, а также для осуществления клинического аудита, процедуры разработки индикаторов, анализа соответствия стандартам в области здравоохранения.

  1. Заключительные положения:

По результатам экспертизы, экспертами оформляется заключение экспертизы качества медицинских услуг по форме согласно Приложению № ___ к настоящей Программе.

В ходе проведения экспертизы качества медицинских услуг, в случаях выявления нарушений соблюдения субъектом здравоохранения действующих нормативных актов, государственным органом принимаются меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.