Как показывает практика, не получив первую помощь в кратчайшие сроки, около 30% пострадавших с повреждениями, совместимыми с жизнью, могут погибнуть. Именно поэтому на станции скорой медицинской помощи разработали алгоритм «удержания звонка». Его суть в том, что диспетчер инструктирует самого пациента или человека, которого находится рядом с ним, что нужно делать до приезда медицинской бригады.
Новый метод в павлодарской службе 103 используют уже почти три года. Прежде всего, на станции скорой помощи *разработали алгоритм действий в 10 жизненных ситуациях, когда, дав необходимые рекомендации*, можно спасти жизнь человека. Все эти алгоритмы внесены в автоматизированную систему управления и чаще всего используются при поступлении вызовов первой категории срочности. *Благодаря этой системе диспетчер в кратчайшие сроки может получить доступ ко вкладке с нужным алгоритмом и объяснить звонящему, как действовать в критической ситуации. Под рукой у специалиста скорой помощи всегда есть и специальный атлас в печатном варианте, в котором прописан каждый шаг*. Самое главное, что все дополнительные вопросы, которые диспетчер службы задает звонящему, не задерживают выезд бригады скорой помощи. Медики направляются по адресу уже через 30 секунд после получения основной информации.
Если в 2020 году в Павлодарской области «удержали» 9115 звонков, то в 2021 году этот показатель составил 16786. Речь идет о тех чрезвычайных ситуациях, в которых существует реальная угроза жизни человека: остановка дыхания, судороги, кровотечение, ожоги, травмы, боли в сердце, внезапные роды и другое. Статистика показывает, что 50% удержаний звонка применяются в случаях, когда помощь нужна детям с фибрильными судорогами, пациентам, получившим ожоги различной степени, с остановкой дыхания или вследствие попадания инородного тела в дыхательные пути. К примеру, в одном из таких случаев 68-летний мужчина завтракал и вдруг подавился. Когда он начал задыхаться и посинел, родственники в панике позвонили в скорую помощь. На место направили шоковую бригаду. Одновременно с этим диспетчер применил метод «удержания звонка», подсказывая, как люди рядом могут помочь пострадавшему. Несмотря на волнение , они смогли провести необходимое пособие. Специалисты приехали по адресу спустя 6 минут после вызова. Благодаря подсказкам диспетчера родственники смогли помочь мужчине, который дышал самостоятельно. После осмотра пациент от госпитализации отказался, а его близкие выразили благодарность работникам скорой помощи за оперативное реагирование.
В 35% случаев удержания звонка происходят с жалобами на боли в сердце, нарушением сердечного ритма, нарушением речи из-за острого нарушения мозгового кровообращения.
В 2019 году диспетчеры 103 благодаря новому методу помогли спасти двоих отдыхавших на водоемах. Пока бригада скорой помощи находилась в пути, специалисты службы инструктировали, как провести реанимацию человеку, побывавшему под водой. В обоих случаях пациенты были спасены и доставлены в стационар.
Нередко диспетчеры помогают по телефону во время внезапных родов. В Экибастузе мужчина, не имевший медицинского образования, под руководством специалиста службы смог принять роды. На помощь его вызвала соседка, у которой отошли воды. Он сразу позвонил в скорую помощь, а на том конце провода ему объяснили алгоритм действий. Когда медицинская бригада прибыла на место, мужчина уже держал на руках ребенка.
Опыт работы станции скорой помощи Павлодарской области показывает, что алгоритм «удержания звонка» необходимо внедрять повсеместно. В рамках этой работы доктора медицинских наук Ассоциированный профессор Нуржан Отарбаев и работники Национального координационного центра экстренной медицины ежегодно проводят обучающие семинары, которые касаются стандартизации работы диспетчерской службы и внедрения метода «удержания звонка». Их участниками стали 600 диспетчеров скорой помощи со всего Казахстана.