Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев
ОСМС

 

 

 

 

ОСМС

 

 

Источники актуальной информации об ОСМС

 

В Казахстане  с  1 января 2020 года  внедрена система обязательного медицинского страхования (ОСМС), основанное на солидарной ответственности населения, государства и работодателей. Вы знаете   что надо сделать для участия  в системе ОСМС , как будете получать медицинскую помощь по страховке?  Зайдите на сайт Фонда  www. fms.kz , на сайт УЗО –depzdrav.gov.kz или позвоните  на бесплатный номер телефона  Gallcenter  1414 или на телефон филиала  Фонда в Павлодаре 87182371904  и узнайте подробности. Также можете обратиться за консультацией по ОСМС  в свою медицинскую организацию, куда Вы прикреплены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательное социальное медицинское страхование: социальность плюс доступность медуслуг

 

С начала 2020 года впервые жители Казахстана начнут получать медицинскую помощь по двум пакетам.

 

 

Что гарантирует пересмотренный пакет бесплатной медицинской помощи и почему так важно остановить рост частных платежей в здравоохранении, которые приводят к обеднению населения? С этими вопросами мы обратились к эксперту по клинической практике, профессору КазНМУ им. С.Асфендиярова Куралбаю Куракбаеву.

 

Курал Куракбаевич, некоторая часть общества предполагает, что с внедрением социального медстрахования, государство начнет экономить на здоровье своих граждан, сокращая расходы в эту сферу. Как Вы прокомментируете подобные суждения?

 

С начала 2020 года впервые жители Казахстана начнут получать медицинскую помощь по двум пакетам. Первый – это пересмотренный объем бесплатной гарантированной медицинской помощи и второй содержит перечень медуслуг для застрахованных участников в системе ОМС.

 

Меняются модели финансирования, пересмотрены подходы к приоритетным группам заболеваний, но в целом доступность необходимой медпомощи от этого не пострадает, наоборот, с введением медстрахования по некоторым видам медпомощи она будет улучшена и систематизирована.

 

В этом году государство направляет на финансовое обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи свыше 970 млрд тенге. В следующем, 2020 году, расходы государства на оказание медицинской помощи для населения увеличатся на 16,6 % и составят уже больше 1 трлн 134 млрд тенге. Вопреки утверждениям о том, что государство собирается экономить на здоровье своих граждан, оно напротив увеличивает финансирование и еще долго будет сохранять позиции квазиплательщика и в условиях медицинского страхования.

 

— Часто задают вопрос, в чем социальность реформы ОСМС, если всем придется отчислять страховые взносы для получения медпомощи?

 

— Наша модель медстрахования носит социальный характер, поскольку в основе самой системы заложены принципы социальной справедливости. Каждый платит по возможности, получает по потребности. Состоятельные наши сограждане и люди со средними доходами могут позволить себе лечение в частных клиниках, что не по карману казахстанцам с низкими доходами. Система социального медицинского страхования как раз предназначена для создания равного доступа к медицине для всех, как бы они не зарабатывали и какую бы должность не занимали. Причем объемы получаемых медуслуг не будут зависеть от размера перечисленных взносов. За тех, кто не в состоянии выплачивать взносы в систему медстрахования, плательщиком выступит государство. За каждого казахстанца из социально уязвимых слоев населения, а это сегодня 13 категорий населения и туда входят 10 млн человек, пойдут выплаты из бюджета. Это пенсионеры, дети, многодетные, беременные женщины и находящиеся в декретном отпуске с маленькими детьми, лица с ограниченными возможностями, которые не в состоянии самостоятельно заплатить взносы, они будут находиться под защитой государства. При внедрении системы обязательного социального медицинского страхования данная категория лиц, в том числе инвалиды, будут обеспечены как гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), так и пакетом медицинских услуг системы ОСМС, то есть им гарантирована помощь государства и медицинские услуги сверх ГОБМП.

 

За данную категорию лиц в 2020 году планируется из бюджета выделить на выплату страховых взносов 281,4 млрд. тенге, в том числе, за 397 199 инвалидов — 10,8 млрд. тенге. Это значит, что многодетные мамы с детьми, пенсионеры, инвалиды могут беспрепятственно обращаться за медпомощью в свою поликлинику, получать направление на плановую госпитализацию, проходить диагностические обследования по двум пакетам, наравне с другими застрахованными. Если в первом перечне госгарантий прописаны самые необходимые консультации и обследования, то страховой пакет дает более широкие возможности. К таковым относятся дорогостоящие лабораторные услуги: гормоны, витамины, онкомаркеры, антигены, ПЦ, такие диагностические услуги, как КТ, МРТ и т.д. Плюс можно будет получать лекарственное обеспечение при заболеваниях, сверх ГОБМП.

 

— Кто у нас сегодня чаще болеет и больше потребляет медицинскую помощь?

 

— По официальным данным органов здравоохранения, 46% объемов потребления стационарной помощи в стране за год приходится на экономически неактивное население, этоте же дети, пенсионеры, инвалиды и безработные. По лекарственной части такая же картина, почти половина бесплатных лекарств выписывается по рецептам хроническим больным, состоящим на учете в поликлиниках. Так, в 2018 году было выписано 12 миллионов рецептов на бесплатные препараты общей стоимостью 90 млрд тенге. Цена некоторых лекарств, которые нужно принимать длительными курсами, исчисляется надесятки тысяч тенге и вряд ли бы люди сумели их приобрести из своего кармана, на свои пенсии и социальные выплаты. Поэтому поддержка государственных гарантий в секторе здравоохранения очень важна для сохранения здоровья нации.

 

— В целом, понятно, что даже введение медстрахования не решит всех проблем с хроническим недофинансированием здравоохранения Казахстана. Как будет расходоваться собранный пул страховых средств?

 

— Уровень расходов на здравоохранение в Казахстане составил 3,7% к ВВП, что значительно ниже, чем в странах с аналогичным уровнем развития, этот показатель равен 6%. При этом доля частных расходов катастрофически растет и составила уже 41% от всего бюджета здравоохранения. Этот показатель более чем в два раза превышает международный рекомендуемый ВОЗовскийуровень в 20%, то есть при повышении этого показателя создаётся высокая вероятность того, что из-за дороговизны медицинских услуг граждане могут стать бедными.

 

Наша первейшая задача – сократить карманные расходы граждан на медпомощь, которые наносят урон семейному бюджету. При этом более 30% всех частных расходов направляется на приобретение платных медуслуг, которые уже декларированы в ГОБМП.

 

В перспективе с ростом ожидаемой продолжительности жизни и рождаемостью увеличится численность наиболее интенсивных потребителей медицинских услуг: численность пожилого населения к 2025 году вырастет на 41% и более чем на 20% увеличится численность детского населения. Это будет требовать роста затрат на медицинскую помощь в геометрической прогрессии.

 

На что будет расходоваться страховые взносы и отчисления? Пакет ОСМС формировался исходя из принципа: медицинская помощь, улучшающая качество жизни каждого человека и закладывающая основу для будущих поколений. Исходя из этого, данный пакет содержит расширенный перечень медуслуг: консультативно-диагностическую помощь, не связанную с социально значимыми заболеваниями и болезнями, подлежащими динамическому наблюдению; амбулаторное лекарственное обеспечение, плановый круглосуточный и дневной стационары; медицинскую реабилитацию.

 

Наши прогнозы показывают, что с полным развёртыванием страхования в здравоохранение придут дополнительные деньги, которые приоритетно будут направлены на консультативно-диагностические услуги и услуги реабилитации. Сегодня есть проблемы доступности консультативно-диагностической помощи, дорогостоящих диагностических услуг, приводящих к длительному ожиданию и очередям.

 

По статистике, в 2017 в стационарах пролечилось 180 тыс. человек, которые должны были получить услуги реабилитации, например, по таким профилям, как кардиология, кардиохирургия, ортопедия, нейрохирургия, неврология. То есть после инсультов, инфарктов, травм и некоторых других болезней 180 тыс. человек не смогли получить реабилитацию, поскольку деньги были направлены в другие сферы.

 

Происходящие изменения в финансировании здравоохранения не будут радикальными, все процессы носят эволюционный характер. Длительное пребывание в круглосуточных стационарах заменяется на краткосрочное интенсивное лечение, больше будет финансироваться получение медуслуг в условиях дневных стационаров. За счет страховых средств увеличивается бюджет на реабилитацию и восстановительные процедуры.

 

https://www.zakon.kz/4957628-osms-sotsialnost-plyus-dostupnost.html

Бесплатная медицинская помощь:

 

как ее будут оказывать в 2019 году?

 

Фонд социального медицинского страхования  закупил медицинскую помощь на 2019 год, которая будет оказываться бесплатно в рамках государственной гарантии.

 

Выбор медицинских организации, допущенных к  оказанию бесплатной помощи, осуществлялся специальной региональной комиссией. В комиссию Павлодарской области входят сотрудники Фонда социального медицинского страхования, представители управления здравоохранения, руководители общественных объединений по защите прав пациентов и профсоюза работников здравоохранения. Также в работе комиссии принимает участие сотрудник региональной палаты предпринимателей «Атамекен».

 

По итогам конкурсных процедур, медицинскую помощь по государственному заказу в Павлодарской области будут оказывать 64 организации. Общая сумма договоров на 2019 год составила 37,5 млрд. тенге, из них на частные клиники приходится 4,2 млрд. тенге. Финансирование частных клиник в 2 раза  превышает показатели прошлого года.

 

Количество частных клиник, пожелавших оказывать бесплатную медицинскую помощь в рамках государственного заказа, выросло на 4 организации. Если на начало 2018 года с Фондом сотрудничали 26 частных клиник, то в этом году их уже 30. С полным перечнем больниц и поликлиник, заключивших договор на оказание бесплатных медицинских услуг, можно ознакомиться на сайте Фонда www.fms.kz.

 

По словам директора Павлодарского филиала Фонда Айдара Ситказинова, — «На закуп медицинской помощи в 2019 году было выделено в среднем на 5% больше бюджетных средств, чем в прошлом году. Увеличение финансирования направлено на развитие амбулаторно-поликлинической помощи (включая мероприятия по снижению нагрузки на врачей общей практики, повышение тарифа на поликлиническую и скорую помощь), выплату доплат работникам участковой службы, повышение зарплаты низкооплачиваемым работникам и реализацию комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями».

 

Бесплатная медицинская помощь будет оказываться населению в соответствии с перечнем гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, который определен Правительством Казахстана. Получателями такой помощи могут быть граждане Казахстана, оралманы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории нашей страны.

 

Временно находящиеся в Казахстане иностранцы бесплатно могут получить экстренную и неотложную медицинскую помощь.

 

Почему в Казахстане выбрали обязательное социальное медицинское страхование?

 

Глобальные вызовы для системы здравоохранения (рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения Республики) приводят к увеличению расходов на здравоохранение.

 

Уровень финансирования здравоохранения в РК пока невысок – на уровне 3,5% от ВВП, по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП).

 

Кроме того, принцип солидарной ответственности, предусмотренный Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, еще не реализован в полной мере.

 

В международной практике внедрение обязательного медицинского страхования отвечает вышеуказанным вызовам и обеспечивает финансовую устойчивость системы.

 

Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) – это форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья. ОСМС гарантирует всем застрахованным жителям Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи. Для того чтобы обеспечить внедрение ОСМС, был изучен международный опыт с привлечением специалистов Всемирного банка и независимых международных экспертов, непосредственно занимающихся вопросами медицинского страхования в странах со схожей системой здравоохранения. Модель ОСМС в РК формировалась на опыте классической германской модели, Российской Федерации (как близкой по нормативному полю и менталитету страны), Литвы и стран Восточной Европы – Словакия, Чехия, Польша.

 

Во многих странах функционирует страховая медицина.  К примеру, в Германии она существует больше века, со времен канцлера Бисмарка. В настоящее время 16 европейских стран, а также Турция (с 1945 года) и Япония (с 1961 года) вместо бюджетного планирования применяют модель обязательного социального медицинского страхования. В этих странах медицина на очень высоком уровне, высокая продолжительность жизни населения – до 80-85 лет.

 

ОСМС основано на солидарной ответственности государства, работодателя и самих граждан в вопросах охраны здоровья.

 

При этом государство берет на себя обязательства: предоставлять минимальный бесплатный базовый пакет медицинских услуг для всех граждан страны. В Казахстане это будет касаться более 17 млн. человек. В этот пакет обычно включается услуги, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний, а также виды медицинской помощи, требующие экстренного и неотложного вмешательства; перечислять взносы в ОСМС за экономически неактивное население, которое включает 12 категорий, для обеспечения им равного доступа на получение медицинской помощи. В Казахстане численность граждан, относящихся к этой категории, составляет более 50% от общей численности населения, или около 10 млн. человек. Это дети, многодетные матери, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды,  пенсионеры и др.

 

Работодатели также заботятся о здоровье своих работников, ведь здоровые и производительные трудовые ресурсы – залог успеха любого предприятия. Поэтому во всех странах, где функционирует ОСМС, работодатели производят взносы в системы медицинского страхования, размер которых составляет от 3% до 15% от фонда оплаты труда.

 

На предприятиях Казахстана на сегодня трудятся более 5,6 млн. человек, за которых взносы в ОСМС должны отчислять работодатели.Занятые граждане, если они работают в конкретных предприятиях и имеют свое дело, будут отчислять от своего дохода. В мировой практике, если граждане, являются наемными работниками, то их размер отчислений составляет от 1% до 8,2% от заработной платы, а если индивидуальный предприниматель – то от заявленного им дохода (не ниже минимальной заработной платы) — от 7% до 15,5%. Консолидация средств со всех выше представленных плательщиков позволила этим странам обеспечить целевое использование средств, расширить виды предоставляемой медицинской помощи и улучшить их качество, и самое главное – подотчетность системы здравоохранения перед ними. Это и есть те условия, которые обеспечили эффективность системы медицинского страхования и стали основой выбора ее Казахстаном. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» участие в системе обязательного социального медицинского страхования является обязательным для всех граждан РК. В рамках ОСМС будут оказываться следующие виды медицинских услуг. Будет два пакета медицинских услуг.

 

Первый – минимальный базовый пакет, предоставляемый государством для всех граждан страны. Он включает: скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки, амбулаторно-поликлиническую помощь с амбулаторно-лекарственным обеспечением.

 

Второй пакет медицинских услуг, предоставляемый в условиях ОСМС, предназначен для застрахованных граждан и включает в себя: амбулаторно-поликлиническую помощь (лечение в поликлиниках, прием врачей, лабораторные услуги, диагностика и манипуляции), стационарную помощь (лечение в больницах в плановом порядке),  стационарозамещающую помощь (лечение в дневных стационарах), высокотехнологичные медицинские услуги (медицинская помощь, выполняемая с применением сложных и уникальных медицинских технологий), лекарственное обеспечение (при оказании амбулаторно-поликлинической помощи).

 

22 декабря 2016 года,  Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования», который направлен на изменение сроков введения обязательного социального медицинского страхования.

 

Согласно закону работодатели, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, которые получают доходы по договорам гражданско-правового характера, начнут отчислять взносы в Фонд СМС с 1 июля 2017 года, а взносы государства за лиц из числа социально уязвимых категорий начнут перечисляться с 1 января 2018 года. Выплаты из Фонда за оказание медицинской помощи в системе ОСМС начнут производиться с 1 января 2018 года. Таким образом, право граждан РК и оралманов на медицинскую помощь в системе ОСМС наступит с 1 января 2018 года.

 

Внедрение обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан гарантирует всем застрахованным гражданам Казахстана доступное лечение, качественную медицинскую помощь, бесплатные и доступные лекарства, защиту прав и интересов, полную информацию о своем здоровье.

 

 

 

Обязательное  медицинское страхование: сколько заплатим  и что получим?

 

Внедрение в Казахстане обязательного социального медицинского страхования вызывает много вопросов. В первую очередь они  касаются финансовой составляющей: сколько населению придется платить и что оно получит за эти деньги? А самое главное, не получится ли, что мы будем переплачивать за медицинские услуги, которые сегодня в частных клиниках, и так стоят немало.

 

Первыми страховые взносы в Фонд социального медицинского страхования начнут платить работодатели в размере 1% от зарплаты работников с 1 июля 2017 года. К 2022 году их отчисления вырастут до 3%. Взносы самозанятых граждан, в числе которых индивидуальные предприниматели и люди, работающие по договорам,  составят 5% от 2 МЗП или 2884 тенге в месяц, и увеличиваться не будут. Выплаты в Фонд медстрахования  неактивного населения или непродуктивно занятых, а это те самые домохозяйки, таксисты, владельцы мелких подсобных хозяйств,  также с 2018 года составят статично 5% от 1 МЗП или 1414 тенге в месяц.

 

Государство начнет делать взносы за социально незащищенные слои населения с 2018 года в размере 3,75% от средней заработной платы. Список социальных групп, которым ничего не надо будет платить в рамках ОСМС, очень широк: это и пенсионеры, и инвалиды, и дети, и студенты, и многодетные матери и женщины в декрете, и так далее — свыше  10 млн наших соотечественников.

 

Наемные работники начнут совершать взносы с 2019 года в размере 1% от ежемесячной заработной платы с ростом до 2% в 2020 году.

 

А что человек получит за эти деньги?

 

Страховой пакет ОСМС включает в себя обширный список  медуслуг, помимо гарантированного  государством  пакета медпомощи. Это  обслуживание в поликлиниках, приемы врачей, различные обследования,  обеспечение рецептурными лекарствами, оплату лечения в стационаре. Кроме того, застрахованный имеет право на различного вида  операции, в том числе дорогостоящие, которые сегодня  малодоступны по двум причинам – либо очереди большие за счет государства, либо из своего кармана цены кусаются.

 

Но самый главный плюс внедрения ОСМС – это возможность повышения качества  медицинских услуг  за счет конкуренции. Логика проста. Больше денег заработает та клиника, которая наилучшим образом  обслуживает  клиентов, которая  привлекает самых квалифицированных врачей,  к которым идут люди.  При этом  гражданам не придется  раскошеливаться по астрономическим прайсам  некоторых медорганизаций. Все расходы берет на себя Фонд медстрахования по договору, который заключен с этой больницей.  Немаловажно и то, что  Фонд априори заинтересован рачительно и максимально эффективно  расходовать средства,  поэтому контроль  за качеством и полнотой оказанных услуг будет его первостепенной задачей.

 

С 2017 года в Казахстане начнет работать обязательное социальное медицинское страхование. В полсотне стран мира страховая медицина успешно работает десятки лет, позволяя обеспечить с одной стороны — эффективное финансирование здравоохранения, с другой возможность  оказывать населению медицинскую помощь высокого качества.  Что получат казахстанцы от внедрения обязательной медстраховки и чего больше в этой системе – минусов или плюсов?  

 

Общий «котел» страховых взносов будет складываться из трех источников — государство, работодатель и сам гражданин.  Финансовое участие трех сторон предполагает и справедливое разделение ответственности за такой важнейший ресурс, как здоровье человека. Теперь о цене страховки.  В мире ставки разнятся: к примеру, в Германии — 14,1% от фонда оплаты труда, в Австрии — от 6,5% (фермеры) до 11% (пенсионеры), во Франции — 13,6%, в России — 5,1%. В Казахстане законодательно закреплено поэтапное повышение ставок, а их первоначальные размеры предлагается снизить более чем в 2 раза.

 

Первыми страховые взносы в Фонд социального медицинского страхования начнут платить работодатели в размере 1% от зарплаты работников с 1 июля 2017 года. К 2022 году их отчисления вырастут до 3%. Взносы самозанятых граждан, в числе которых индивидуальные предприниматели и люди, работающие по договорам,  составят 5% от 2 МЗП или 2446 тенге тенге в месяц, и увеличиваться не будут. Выплаты в Фонд медстрахования  неактивного населения или непродуктивно занятых, а это те самые домохозяйки, таксисты, владельцы мелких подсобных хозяйств, торговцы рынков, также с 2018 года составят статично 5% от 1 МЗП или 1414 тенге в месяц.

 

Государство начнет делать взносы за социально незащищенные слои населения с 2018 года в размере 3,75% от средней заработной платы. Список социальных групп, которым ничего не надо будет платить в Фонд медстрахования , очень широк: это и пенсионеры, и инвалиды, и дети, и студенты, и многодетные матери и женщины в декрете, и так далее — свыше  10 млн наших соотечественников.

 

Наемные работники начнут платить взносы с 2019 года в размере 1% от ежемесячной заработной платы с ростом до 2% в 2020 году.

 

Напомним, что в сентябре прошлого года в Казахстане создан Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), который аккумулирует у себя два потока денежных средств. Бюджетные средства пойдут на оплату медицинских услуг в рамках гарантированной государством медицинской помощи, независимо от наличия страховки для всех жителей страны. В этот пакет входят профилактические прививки, скорая помощь, санитарная авиация, медицинскую помощь по экстренным показаниям, стационарная и стационарозамещающая медицинская помощь при социально значимых заболеваниях, а также при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. Наряду с этим будет оказываться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением для лиц, не имеющих права на медицинскую помощь в системе ОСМС, до 2020 года. Второй пакет медуслуг только для застрахованных в системе ОСМС граждан включает обширный перечень видов медицинской помощи. Это первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается  в амбулаторных условиях и дневного стационара, включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, медицинские манипуляции и т.д; специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий; скорая медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, в амбулаторных или стационарных условиях в случаях (несчастные случаи, травмы, отравления, внезапных острых заболеваниях), требующих срочного медицинского вмешательства; плановая медицинская помощь оказывается в стационарных условиях при заболеваниях и состояниях, не угрожающих жизни пациента; лекарственное обеспечение – при оказании амбулаторно-поликлинической помощи; сестринский уход – оказанием помощи лицам, неспособным к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или присмотре, вследствие перенесенной болезни; паллиативная помощь – поддержание качества жизни пациентов с неизлечимыми, угрожающими жизни и тяжело протекающими заболеваниями на  возможном комфортном для человека уровне.

 

Право на получение данного пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, являющимися участниками системы обязательного социального медицинского страхования. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели — за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах, за себя.

 

Но, если человеку захотелось сделать зубное протезирование и даже пластическую хирургию, но для этого необходимо гражданину уже самостоятельно заключить договор со страховой компанией на добровольной основе.

 

В чем же плюсы для рядового казахстанца? Мы получаем возможность реального выбора медицинской организации. Причем выбирать мы будем не между районными государственными поликлиниками, а между государственными и частными. Например, сегодня стоимость договора на годовое обслуживание ребенка в возрасте до одного года в частных клиниках разнится от 130 до 300 тысяч тенге. Что входит в такой договор: годовое наблюдение врача-неонатолога (первые месяц-три после рождения на дому, далее амбулаторно), 3-5 УЗИ, осмотры и консультации узких специалистов, анализы крови и мочи, курсы массажа (не везде).

 

При этом, безусловно, «частники» подстраиваются под клиента — и удобное время приема подгадывают, чтобы в очереди клиенты не сидели, и узкие специалисты у них зачастую более высокого профессионального уровня, чем в обычных поликлиниках, да и в целом подход у них более клиентоориентирован и индивидуален. Но вытащить 150 тысяч из семейного бюджета за услуги врача, пусть даже и самой высокой квалификации, может себе позволить далеко не каждая семья.

 

Так называемые «семейные» пакеты услуг в частных клиниках — еще дороже. И если сейчас к частным врачам обращаются только когда «припекло», то со страховой медициной эта проблема снимается. Фактически казахстанец, к примеру, с зарплатой в 80 тысяч тенге, будет оплачивать в ФСМС ежемесячно 1600 тенге, то есть 19200 за весь год. Но при этом, взяв свою страховку, он может пойти в любую частную клинику к любому понравившемуся врачу — и за это не придется платить сразу из собственного кошелька, за услуги клиники заплатит фонд.

 

Кроме того, медстрахование предполагает и реальную конкуренцию  на рынке медицинских услуг, которая безусловно подстегнет и качество оказываемой помощи. Если сегодня при старой системе финансирования государственные клиники уверены в своих доходах, и не сильно заботятся о конечных результатах лечения,  создании для пациентов  максимально комфортных условий, то завтра  частники могут «перетянуть на себя одеяло», привлекая большее количество больных и соответственно оказывая большее количество медуслуг, которые будут покрываться из Фонда медстрахования.

 

Поэтому есть все основания надеяться, что через несколько лет, благодаря нынешним реформам в здравоохранении, мы все-таки сможем получить развитую медицину, квалифицированных врачей и не будем искать «по блату» хорошего педиатра, терапевта или травматолога. А главное — это не будет стоить нам огромных денег, все расходы возмещаются за счет нашей страховки.